Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с. [стр.535-541].
Дополнительная литература для самообразования
1. Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. – M., 1988.
2. Ильин Е. Рождение урока. – М., 1986.
3. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 1980.
4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.
5. Маргулис Е.Д. Коллективная деятельность учащихся. – Киев, 1990.
6. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1981.
7. Организационные формы обучения / Под ред. Ю.И. Малеванного. – Киев, 1991.
8. Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. – Киев, 1989.
9. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – 2-е изд. – М., 1987.
10. Поташник М.М. как развивать педагогическое творчество. – М., 1987.
11. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. – М. ,1989.
Ключевые слова
Домашняя и самостоятельная работа учащихся, предметные кружки, факультативы и курсы, консультации, экскурсии.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите вспомогательные формы организации обучения.
2. Какие требования ставятся к учебным экскурсиям?
3. Какими особенностями характеризуется кружковая работа, факультативные занятия?
4. Какие требования предъявляются к домашней самостоятельной работе учащихся?
Проблемный блок
Задание 1
1.
К вспомогательным формам обучения, дополняющим и разви-вающим классно-урочную деятельность учащихся, относятся кружки, практикумы, семинары, конференции, консультаций, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя само¬стоятельная работа учащихся и др.
К основным и стабильным видам внеаудиторных занятий отно¬сится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматри¬ваемая как составная часть процесса обучения. Главная ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонно¬сти, дарования и способности учащихся.
Домашняя са¬мостоятельная работа учащихся выполняет определенные ди¬дактические функции, среди которых — закрепление знаний, умений, полученных па уроках, расширение и углубление учеб-ного материала, проработанного в классе, формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений, развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивиду¬альных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося, выполнение индивидуальных наблюдений, опытов, сбор и подготовка учебных пособий — таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т. д. для изучения новых тем на занятиях.
Формы обучения Количество часов по группам
I II III
Обучение в колледже 5-6 6 6
Домашняя работа 3-4 4 4
2.
Предметные кружки, предлагаемые профессиональными колледжами, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т. д. Практика подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в разви¬тии профессиональных интересов и склонностей учащихся, способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к поручениям. Кружки укрепляют связь обучения с жизнью, развивают меж¬предметные связи, в частности между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повыше¬нию качества обучения, способствует лучшему усвоения профессиональных знаний, умений и навыков.
Традиционно к вспомогательным формам учебной работы от¬носятся экскурсии. Они могут быть фронтальными, групповыми и микрогрупповыми (бригадными). Учебные экскурсии планиру¬ются как по отдельным предметам, так и межпредметно по тема¬тике нескольких смежных дисциплин.
Рис. Стр 538
3.
Учебный план школы предусматривает организацию всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабаты¬ваются с учетом пожеланий и интересов учащихся, их родите¬лей.
При определении перечня факультативов и предметов по выбору исходят не только из личных пожеланий учащихся, но из обще¬ственных потребностей и возможностей учебного заведения. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями. Факультативные занятия и занятия по выбору должны прово¬диться в тесной связи с уроками по обязательным и общеобра¬зовательным предметам.
4.
Потребность в консультации — учебной беседе, где вопросы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще всего в связи с их самостоятельной работой над определенным учебным материалом или заданием. Правильно организованная консуль¬тация помогает учащимся преодолевать трудности в овладении учебным материалом. В процессе консультации преподаватель направ¬ляет деятельность учащихся так, чтобы они самостоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса, уяснению сложного для них задания, учились раскрывать сущ¬ность изучаемого материала. Консультация дает возможность преподавателю обнаружить пробелы в знаниях учащихся, обратить их внимание на те моменты, которые требуют особого внимания.