Тема 1. Проблема наглядности в педагогике

Любое обучение осуществляется на основании потоков информации, которые циркулируют в прямом и обратном каналах связи между преподавателем (мастером), средствами обучения и учащимися при выполнении ими различных видов познавательной деятельности. Восприятие этой информации осуществляется с помощью зрения, слуха и других органов чувств. Через них обеспечивается доставка именно той информации, которая необходима для организации действий рефлекторного аппарата учащихся (прежде всего мышечно-двигательного).

Большая часть всей информации, воспринимаемом человеком, поступает к нему по зрительному каналу восприятия, который имеет наибольшую пропускную способность (пропускная способность зрительного анализатора почти в 100 раз выше, чем слухового). Следует отмстить, что образное мышление является доминирующим в процессе обучения, независимо от возраста учащихся. С его помощью преподаватель вызывает у учащихся различные эмоции, а «без человеческих эмоций не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины».

Для создания образа в сознании человека с помощью словесного (устного или письменного) изложения требуется значительно больше времени, чем для создания его с помощью средств наглядности. Немаловажную роль играет также то обстоятельство, что понятия, суждения и выводы, излагаемые без помощи различных средств обучения, не всегда могут быть правильно усвоены учащимися из-за отсутствия у них соответствующих реальных представлений, выраженных в малоизвестных им формулировках. Поэтому следует полнее использовать возможности зрительного анализатора, помня в то же время, что чрезмерная перегрузка урока средствами наглядности может вызвать переутомление учащихся.

Средства наглядности, как элемент системы средств обучения помогают полноценному раскрытию и усвоению содержания учебного материала, но иногда они выступают и как самостоятельный источник информации. Основная функция средств наглядности — иллюстрация, помощь в наиболее полном и глубоком понимании образа того или иного предмета или явления. Данные функции в разной степени реализуются во всех типах учебных предметов.

Используемые в процессе обучения средства наглядности разделяют на два вида. Изображения предметов и явлений. Сюда относят схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фотографии и т.п. Сами предметы, их действующие макеты, модели. Первые считаются идеальными средствами обучения, вторые — материальными.

Объективная необходимость использования наглядных средств и технических средств обучения (ТСО) в процессе обучения заключается в их огромном влиянии на процесс понимания и запоминания. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит — 25% видимой информации, когда видит и слушает — 65 % получаемой информации [56].

Исследования физиологов показали, что 80% информации человек получает через зрительный анализатор. Пропускная способность каналов приема и обработки информации по линии «ухо -мозг» равна 50 000 бит/с, а по линии «глаз — мозг» — 50 000 000 бит/с.

Необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека, — управление, проектирование, исследование и т. п. Необходимость ТСО обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство, микросхему или технологический процесс только вербальными средствами и с помощью мела и доски. ТСО позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации. Многие современные технические средства вплоть до персональных компьютеров стали или становятся привычными в повседневном быту многих обучаемых.

Эти данные позволяют сделать вывод, что учитель должен сочетать вербальные методы с невербальными (зрительными, наглядными). И даже учитель иностранного языка, отказавшийся от традиционной методики с ее словесными (вербальными) методами, может добиться более высоких результатов путем использования наглядных средств и ТСО.