Тема2. Понятие о дидактических обучающих комплексах

Для комплексного методического обеспечения учебного процесса необходима оптимальная система учебно-методической документации и средств обучения, включающих учебные планы, программы, нормативы оснащения учебных кабинетов и лабораторий, учебники и пособия, пособия по методике преподавания, частные методики, справочники, сборники задач, наглядные пособия, тренажеры, технологическая документация и др.

В настоящее время в проблеме активизации познавательной деятельности студентов возникли новые аспекты — это дидактическое единство усвоения системы знаний и развитие творческой познавательной деятельности. Речь идет о создании дидактических средств обучения, которые должны разрабатываться по каждой теме дисциплины, по каждому занятию.

Средства обучения в структуре ДОК

Приступая к рассмотрению проблемы совершенствования ДОК, необходимо дать ответы на следующие вопросы:

• Что понимается в науке под средством обучения?

• Как классифицируются средства обучения?

• Каковы дидактические функции средств обучения?

• Что понимается под комплексом средств обучения, какие элементы входят в него?

• Как используются средства обучения в педагогическом процессе?

• Какие нерешенные проблемы связаны с системой средств обучения?

Определение средств обучения

Под средствами обучения следует понимать разнообразные материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения [56].

Средства обучения – орудия деятельности учителя и учеников; представляют собой материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности.

Средства обучения в широком плане (не только технические, но и содержание, методы и формы обучения) – самые активные составляющие деятельности преподавателя и учащегося. Отвечая целям обучения и его этапам, они направлены на конечный результат — подготовку квалифицированного специалиста по определенному направлению подготовки.

Дидактические обучающие комплексы — совокупность средств обучения, используемых на различных этапах учебно-познавательного процесса и обеспечивающих единство педагогического воздействия.

Создание дидактических обучающих комплексов не исключает необходимости применения в ходе теоретической профессиональной подготовки других средств обучения.

Цели разработки ДОК:

1. Совершенствование педагогического мастерства;

2. Оптимизация подготовки и проведения занятий;

3. Обеспечение преемственности положительного опыта;

4. Интенсификация учебно-воспитательного процесса;

5. Развитие познавательной активности студентов системой дифференцированных заданий с учетом их индивидуальных способностей;

6. Отказ от описательного, сугубо информационного изложения знаний;

7. Обеспечение дидактического единства усвоения системы знаний и развитие творческой познавательной деятельности студентов.

Требования, предъявляемые к ДОК:

1. Входящие в состав дидактических обучающих комплексов средства обучения должны способствовать лучшему усвоению как теоретических знаний, необходимых для высокопроизводительного труда, так и практических навыков производственной деятельности;

2. Создаваемый дидактический обучающий комплекс должен обеспечить возможность моделирования технико-организационных условий выполнения различных операций и работ, характерных для данной специальности;

3. Конструктивные особенности создаваемых средств обучения (макеты, модели, приспособления, инструменты и т.п.) должны обеспечить возможность отработки типовых операций, элементов производственного процесса, создавать условия, обеспечивающие возможность отработки в лаборатории, мастерских приемов выполнения типовых операций с применением прогрессивных конструкций инструментов, оснастки и оборудования;

4. Номенклатура средств, входящих в дидактический обучающий комплекс, должна обеспечивать формирование разных по характеру профессиональных навыков: технико-организационных, умственных, сенсорно-двигательных. Должна обеспечиваться возможность формирования рациональных методов труда. Можно порекомендовать преподавателю форму регистрации по каждому занятию или теме планируемых, разрабатываемых и разработанных средств обучения. Этот документ значительно облегчает творческую деятельность преподавателя.

5. Разрабатываемые системы дидактических комплексов должны иметь серьезное научно-педагогические обоснование и отвечать принципу необходимости и достаточности: преподавателю делать только то, что требуется для подготовки и проведения занятий. Полностью исключить дублирование программного материала, предусмотреть технику исполнения, оформления, удобные формы работы и хранения информации, исключить потери времени.