Тема 5. ИТ и ТСО в образовательном процессе

НИТ в сфере образования выступают одним из ведущих факторов формирования личности. Понятие информации является ос-новополагающим в этом процессе. Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения.С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса. Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов и газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т.д. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, хранит и перераба-тывает ее с помощью мозга и центральной нервной системы. Понятие информации используется во всех сферах: науке, технике, культуре, социологии и повседневной жизни. Конкретное толкование элементов, связанных с понятием информации, зависит от метода конкретной науки, цели исследования или просто от наших представлений.

Информационная технология (ИТ) — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, об-работку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. «Новая технология хранения и обработки информации совершила революцию в организации умственного труда подобно тому, как изобретение двигателя открыло эру автоматизации труда физического», — считает академик В.М.Глушков1.

Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:

а) предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные;

б) целью процесса является получение информации;

в) средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные

комплексы;

г) процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;

д) критериями оптимизации процесса являются своевременность

доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность,

полнота.

Современные новые информационные технологии обучения (НИТО), исходя из принципов, сформулированных Б. Е. Патоном, В. И. Гриценко и Б. Н. Паныниным, определяются как совокупность внедряемых (встраиваемых) в системы организационного управления образованием и в системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы, и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются. Это синтез современных достижений педагогической науки и средств информационно-вычислительной техники. НИТО подразумевают научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности, а также постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений.

В настоящее время развиваются следующие направления НИТО:

1) универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т. п.);

2) компьютерные средства телекоммуникаций;

3) компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;

4) мультимедийные программные продукты.

Следует разбираться в таких понятиях, как компьютерное обучение (КО) и электронное обучение (ЭО). Согласно определению ЮНЕСКО, компьютерное обучение — такая система обучения, в которой одним из ТСО выступает компьютер. Однако современные разнообразные ТСО все больше развиваются на основе последних достижений макро- и микроэлектроники, поэтому многие специалисты предлагают использовать более общий термин — электронное обучение, т. е. обучение с помощью систем и устройств современной электроники. Различают два основных вида ЭО:

рецептивное — восприятие и усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств (эпидиапроекторов, киноустановок, магнитофонов, видеомагнитофонов, телевидения и других подобных ТСО);

интерактивное — обучение в процессе взаимодействия человека и компьютера в диалоговом режиме, а также в системах гибридного человеко-машинного антропоцентрического интеллекта, в экспертных обучающих системах и др.

Информатизация образования — процесс довольно сложный и требующий определенного времени и поэтапности осуществления:

1) массовое освоение средств НИТ — создание компьютерных классов, средств телекоммуникаций, оперативной полиграфии, систем интерактивного видео, баз данных и программных средств путем базовой подготовки учителей и учащихся;

2) активное внедрение средств НИТ в традиционные учебные дисциплины, пересмотр содержания образования, разработка программного обеспечения, компьютерных курсов; видео- и аудиома-териалов на компактных (оптических) дисках;

3) радикальная перестройка непрерывного образования, введение дистанционного обучения, смена методической основы обучения, замена вербального обучения аудиовизуальным.

Введение ТСО в процесс обучения, которое многими исследователями определяется как технологическая революция в образовании, началось с разработки первых программ аудиовизуального обучения в 30-х годах в США. В школе эти средства появляются в 40-х годах. С середины 50-х годов намечается технологический подход к их использованию, теоретической базой которого становится идея программированного обучения. Разрабатываются аудиовизуальные средства, специально предназначенные для учебных целей: средства обратной связи, электронные классы, обучающие машины, лингафонные кабинеты, тренажеры и др. В 70-е годы усиливается теоретическая разработка использования ТС в процессе обучения и появляются новейшие средства, такие как видеомагнитофоны, карусельный кадропроектор, полиэкран, электронная доска и др. В 80-е годы стали создаваться дисплейные классы, увеличилось количество и качество педагогических программных средств.

(ППС), применение систем интерактивного видео. В 90-е годы в об-разовательных учреждениях стала использоваться мультимедийная аппаратура. Мультимедиа — современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимацию; создается УКМЬ — язык моделирования виртуальной реальности..

Уже сегодня можно утверждать, что внедрение НИТО способствует:

• индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых;

• изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера;

• стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовер-шенствованию и готовности к самостоятельному переобучению;

• усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;

• повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его по-стоянному и динамичному обновлению;

• изменению форм и методов организации внеучебной жизнедея-тельности воспитанников и организации их досуга.

Вопросы и задания

1. Раскройте смысл ключевых понятий главы: информатизация общества, информация, бит, информационные технологии, НИТО, КО, ЭО.

2. Назовите основные причины, приведшие к необходимости информатиза-ции общества.

3. Каковы основные социальные последствия информатизации общества? Ваша личная оценка их.

4. В чем отличие информации от других продуктов производства?

5. Перечислите информационные процессы и дайте им характеристику.

6. Как Вы поняли такие понятия, как конструктивистский и коннективистский подходы к обучению и какое отношение к ним имеют НИТО?

7. Как влияет внедрение НИТО на педагогический процесс?

8. Попробуйте сделать схему, которая объединит все ключевые понятия этой главы.

9. Найдите в других источниках 2-3 определения ключевых понятий этой главы, сравните и проанализируйте их.

10. Какие еще понятия, по Вашему мнению, можно было бы использовать в этой главе?

11. Обобщенно сформулируйте место ТСО и ВТ в современном учебно-воспитательном процессе.

12. Как Вы поняли, что такое компетентность учителя в использовании НИТО и ППП?