Предмет, цели и задачи педагогики. Проблемный блок

Проблемный блок

 

Задание 1

 

  1. I.      Что такое педагогика? Из предложенных ответов выберите правильный, обосновав его достоверность.
    1. Педагогика изучает закономерности развития ребенка и определяет пути его воспитания.
    2. Педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении людей.
    3. Педагогика – это искусство воздействия воспитателя на воспитанника с целью формирования его мировоззрения.
    4. Педагогика занимается изучением вопросов обучения и образования подрастающего поколения.
    5. Педагогика – наука о воспитании человека.

  1. II.   Какой термин, на ваш взгляд, наиболее точно определяет сферу действия науки о воспитании?
    1. Педагогика (от греч. «пайдос» — дитя – мальчик и «аго» — вести).
    2. Андрогогика (от греч. «андос» — мужчина и «аго» — вести).
    3. Антропогогика (от греч. «антропос» – человек).
    4. Антропология (от греч. «антропос» – человек и «логос» — наука).
    5. Педология (от греч. «пайдос» — дитя и «логос» — наука).

 

  1. III.     Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?
    1. Воспитание, обучение подрастающего поколения.
    2. Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.
    3. Изучение воспитания как фактора духовного развития людей.
    4. Изучение проблем образования и обучения людей в современном мире.
    5. Исследование человеческой природы.

 

  1. IV.     Почему в педагогике используется несколько дефиниций воспитания? Найдите правильный ответ.
    1. Наличие дефиниций позволяет отличать воспитание в теоретическом смысле от употребления аналогичного термина в бытовой речи.
    2. Обилие дефиниций придает педагогике статус развитой теоретической науки.
    3. Бытовое употребление понятия «воспитание» неточно передает смысл последнего и не может быть использовано для построения научно теории.
    4. Воспитание – понятие настолько широкое и общее, что без специальных уточнений невозможно понять, о каком, собственно, воспитании идет речь.
    5. Правильного ответа нет.

 

  1. V.   Что называется обучением? Выберите правильный ответ. Докажите ошибочность одного-двух приведенных ответов.
    1. Обучение – это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.
    2. Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.
    3. Обучение – процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни.
    4. Обучение – это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательно и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.
    5. Обучение – это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений, навыков.

 

  1. VI.     Укажите, в какую группу включены науки, входящие в систему педагогических.
    1. Дидактика, психология, история, философия, школоведение, теория воспитания, школьная гигиена, сравнительная педагогика.
    2. Общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, методики изучения отдельных предметов, специальная педагогика, история педагогики.
    3. Педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы, педагогика высшей школы, педагогика профессионально-технического образования.
    4. Общая педагогика, этика эстетика, возрастная физиология, дошкольная педагогика, школоведение, история школы.

 

 

Задание 2

 

Воспитание есть категория общая и вечная. Означает ли это, что существует воспитание, годное для всех времен и народов? Естественно, нет. Но вместе с тем каждая новая социально-экономическая формация возникает на обломках старой; есть историческая преемственность достигнутого уровня культуры. Это означает, что существуют и некоторые общие признаки воспитания, которые характерны для всех социально-экономических формаций и проявляются на всем протяжении его исторического развития. Какие из них вы могли бы указать?

Для облегчения поиска правильного ответа приводятся опорные утверждения. Размышляйте доказательно, чтобы эти утверждения не сбили вас с толку.

  1. Таких общих черт нет, потому что для каждого общественного строя характерны свои цели, формы и методы воспитания.
  2. Все, чем характеризуется воспитание, а именно наличие целей, передача накопленного опыта, организация воспитания, соответствие его уровню производительных сил и производственных отношений, одинаково для всех общественно-экономических формаций.
  3. Общее для всех исторических типов воспитания – забота о всестороннем развитии личности.
  4. При любой формации воспитание передает подрастающему поколению определенную сумму знаний, общечеловеческого опыта, готовит к определенной роли в общественно-производственной жизни, формирует поведение.
  5. Производя материальные блага, люди тем самым производят и воспроизводят весь уклад своей жизни; в производстве формируется сам человек как социальное существо.
  6. При всех принципиальных различиях в целях, формах воспитательной деятельности этой деятельности свойственна сознательная цель: сформировать личность определенного типа, выработать у нее желаемые качества (моральные, умственные, эстетические и др.).

 

 

Задание 3

 

Поразмышляйте над нижеприведенными высказываниями. Какие из них вам кажутся наиболее убедительными и почему?

 

  1. Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества.

К. Д. Ушинский

  1. Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом, — в этом корень учительского дела.

Л. Н. Толстой

  1. Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде известных идей, т.е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика.

П. П. Блонский

  1. Педагогическая теория – абстракция. Её практическое применение – всегда высокое искусство.

И. П. Подласый.