5 Основы генетического…

Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с. [стр.71-125].

2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 542с. – (Высшее образование). [стр. 152-167].

Дополнительная литература для самообразования

1. Рубинштейн С.Л. Человек и мир// Методологические и теоретические проблемы педагогики. – М., 1969.

2. Скаткин М.Н. Школа всестороннего развития детей. – М., 1980.

3. Филонов Г.Н. Формирование личности: проблема комплексного подхода в процессе воспитания школьников. – М., 1983.

4. Шванцара И. Диагностика психического развития. – Прага.

5. В мире подростка / под ред. А.А. Бодалева. – М., 1980

6. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980.

7. Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. – Киев, 1989.

8. Милавский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. – М., 1991.

9. Формирование личности в переходный период/Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1987.

Ключевые слова

Развитие личности, наследственность, способности, задатки, среда, социальная среда, ближняя среда, ближняя среда, воспитание, деятельность, активность, возрастные особенности, возрастная периодизация, акселерация, неравномерность развития, ранняя юность, поздняя юность, индивидуальные особенности.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое развитие личности?

2. Что является движущей силой развития?

3. Какие противоречия развития относятся к внутренним, а какие к внешним?

4. Какими факторами обусловливается развитие личности?

5. Что такое наследственность?

6. Какие признаки передаются по наследству от родителей к детям?

7. Что такое задатки? Наследуются ли они?

8. Какие специальные задатки наследуются детьми?

9. Наследуются ли нравственные и социальные качества?

10. Что такое среда?

11. Как проявляется влияние ближайшего окружения на развитие личности?

12. Вы разделяете биологизаторскую или социологизаторскую точку зрения?

13. Как влияет на развитие личности воспитание?

14. Можно ли воспитанием полностью изменить человека?

15. Как влияет деятельность на развитие личности? Какие основные виды деятельности учащихся вы знаете?

16. Зависит ли развитие от активности личности? Как?

1.

В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение». Развитие — это процесс количественных и качествен¬ных изменений в организме. Его результат — физическое, интел¬лектуальное, социальное, духовное развитие человека. Биоло¬гическое в человеке характеризуется физическим развитием, включая морфологические, биохимические, физиологические из¬менения. А духовное развитие находит выражение в интеллек¬туальном, социальном росте.

Развитие человека — сложный, длительный и противоречи¬вый процесс. Изменения в организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно изменяются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте.

Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, интеллектуальных и духовных характеристик личности.

Движущая сила развития — борьба противоречий.

Различают противоречия:

• внутренние и внешние,

• общие (уни¬версальные), движущие развитием человеческих масс, и индивиду¬альные, характерные для отдельно взятого человека.

Универсаль¬ный характер имеют противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют и противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между ор¬ганизмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма. Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.

Одно из основных внутренних противоречий — расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовле-творения. Например, между стремлением учащихся участво¬вать в общественных и производственных процессах и реальными возможностями, обусловленными уровнем развития их психики и ин-теллекта, социальной зрелостью. «Хочу» — «могу», «знаю» — «не знаю», «можно» — «нельзя», «есть» — «нет» — это типичные па¬ры, емко выражающие наши постоянные противоречия.

Развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним относятся физиологические и психические свойства организма. Внешние условия — это окру¬жение человека, среда, в которой он живет и развивается. В про¬цессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению. И так без конца. Соотношение внешнего и внутреннего, объективного и субъектив¬ного бывает разным в различных формах проявления жизнедея¬тельности личности и на различных ступенях ее развития.

2.

Процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов

• наследственности,

• среды и

• воспитания.

Следующая схема, заимствованная у Й.Шванцары , иллюстрирует взаимоотношение основных факторов развития. Базу (см. рис.) образуют врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщающим термином «наследственность». Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний – среды и воспитания. Взаимодействие названных факторов может быть либо оптимальным (равносторонний треугольник), либо при переоценке одного или другого внешнего слагаемого (вершина С1 или С2) негармоничным. Также возможно, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием (треугольник АВС3). Данная схема должна одновременно демонстрировать, что ни один фактор не действует самостоятельно, что результат развития зависит от их согласованности.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческо¬го рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей детям передают¬ся внешние признаки: особенности телосложения, конституция, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности предопределяют видимые и невидимые различия людей.

К наследственным относятся также особенности нервной сис¬темы, обусловливающие характер протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические рас¬стройства, болезни (например, шизофрения) могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные рас-стройства — карликовость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные облас¬ти наследственной программы предоставлены для последующе¬го дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исклю¬чительную возможность для реализации своей человеческой по¬тенции через саморазвитие и самосовершенствование. Таким об¬разом, необходимость воспитания заложена в человеке природой. Жестко запрограммированных наследственных признаков хватает для выживания животному, но не человеку.

Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Что наследуют дети — готовые способности к определен¬ному виду деятельности или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности как индивидуально-психологические особенности личности, как условия успешного выполнения оп¬ределенных видов деятельности, педагоги отличают их от задат¬ков — потенциальных возможностей для развития способностей. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно: наследуются не способности, а только задатки.

Острые споры вызывает вопрос о наследовании способ¬ностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельно¬сти. Видный генетик академик Н.П. Дубинин считает, что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта и что распространенное мнение, будто бы уровень интеллекта передается от родителей к детям, не соответствует результатам научных исследований.

Особенно важен вопрос о наследовании моральных задатков.

Справедлива ли пословица, дошедшая из глубины веков: яблоко от яблони недалеко падает? В запад¬ной педагогике доминирует утверждение, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождают¬ся добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку даются драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.). Основанием для таких выводов служат данные, полу¬ченные при изучении поведения человека и животных. Если наука признает наличие инстинктов и рефлексов у животных и людей (И. П. Павлов), а инстинкты наследуются, то почему же их наследование людьми должно приводить к действиям, отличным от действий животных? Так перебрасывается мос¬тик от поведения животных к человеческому поведению, которое в целом ряде случаев признается инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. К решению этого очень сложного вопроса нужно подходить со всей ответствен¬ностью. В последнее время все более определенную, хотя и ос-торожную позицию о генной обусловленности социального по¬ведения начинают занимать и отечественные специалисты. Академики П. К. Анохин, Н. М. Амосов и другие видные ученые сначала завуалировано, а затем все более открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

3.

Человек становится личностью только в процессе социализа¬ции, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне чело¬веческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние усло¬вия, в том числе географические, социальные, школьные, семейная среда.

Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую от¬носят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему.

В по¬нятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производст¬венных и социальных процессов и некоторые другие.

Ближняя среда — это семья, родственники, друзья.

Единства в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный об¬щественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более вы¬сокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок — обычно довольно точное отра¬жение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также заклады¬ваются в семье.

4.

Влияние наследственности и среды корректируется воспита¬нием. Оно — главная сила, способная дать обществу полноцен¬ную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленном, систематичном и квалифици¬рованном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно ос¬новывается на сознании человека и требует его участия, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсоз¬нательно. Этим определяются роль, место, возможности воспи¬тания в формировании человека.

Воспитание — это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонно¬стей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотноше¬ний развития и воспитания как цели и средства.

Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково, диапазон «податливости» очень широк — от пол¬ного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей. Существующая «сопротивляе¬мость воспитанию» как противодействие внешней силе, исходя¬щей от воспитателей, определяет конечный результат. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотно¬шения людей в воспитательном процессе.

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором — дея-тельностью личности. Под этим понимается все многообразие за¬нятий человека, все то, что он делает. Из глубины веков дошли до нас наблюдение: что и как делает ребенок — таким он и вы¬растет.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроекти¬рованного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического вос¬питания. К сожалению, во многих случаях оно не может предос¬тавить возможностей для развития; воспитанники порой лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на ее пассивное созерцание и затверживание готовых истин.

Основные виды деятельности детей и подростков —

• игра,

• учение,

• труд.

По направленности выделяется

• познавательная,

• общественная,

• спортивная,

• художественная,

• техническая,

• ремес¬ленническая,

• гедоническая (направленная на получение удоволь¬ствия) деятельность.

Особый вид деятельности — общение.

Деятельность может быть

• активной и

• пассивной.

Активность в обучении позволяет учащемуся быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуника¬тивные способности, формирует отношение к окружающей дейст¬вительности. Познавательная активность обеспечивает интел¬лектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться.

Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник — потребности. Многообразие человеческих потребно¬стей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные, максималь¬но ослабить ложные направления активности — постоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в период интенсив¬ного становления человека очень подвижны и переменчивы. На различных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер деятельности. Массовое воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, что¬бы не допускать необратимых последствий.

5.

Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Сущ¬ность возрастных особенностей наглядно раскрывается на приме¬ре физического развития человека. Рост, прибавление веса, появ-ление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями.

Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, преподаватели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее бла-гоприятный для развития распорядок дня, режим труда и от¬дыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Психологическая периодизация:

Педагогическая периодизация:

Биологическая периодизация:

0-10 дней — новорожденный

1 месяц-1 год — грудной возраст.

1-3 года – ползунковый возраст

3-6 лет – дошкольник

6-11 лет – школьник

11-15 лет – пубертатный период

15-20 лет – юношеский период

До 1 года — младенчество

1-3 года — ясельный (преддошкольный возраст)

3-6 лет — дошкольный

6-10 лет – младший школьный возраст

10-15 лет – средний школьный возраст

15-18 лет – старший школьный возраст

1-3 года — ранее детство

3-7 лет- первое детство

7-11(12) лет-второе детство

11(12)-15 (16) подростковый

15(16)– 20(21) юношеский период

20(21)-35 (45)- первая зрелость

35(45)-50(60) лет- вторая зрелость

50(60)-74 лет — пожилой

74-90 лет — старческий

90 лет и более — долгожитие.

Отмечая условность и известную подвижность выделенных периодов, обратим внимание на относительно новое явление, приведшее к пересмотру границ между некоторыми возрастными группами. Речь идет о так называемой акселерации, получившей широкое распространение во всем мире.

Акселерация (от лат. acseleratio — ускорение) — это уско¬ренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с фи¬зиологическим созреванием организма, психологи — с развити¬ем психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности.

До появления акселерации в 50—60-е гг. XX в. физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным.

На рис. Это показывает кривая 1, выражающая общую тенденцию нормального физиологического и социального созревания.

В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма (кривая 2) начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития (кривая 3). Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных нравственных качеств.

К 13— 15 годам у девочек, а к 14—16 у мальчиков, физиологическое развитие организ¬ма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологичес¬ких потребностей, в том числе половых, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физио¬логией. Возникающее напряжение приводит к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устра¬нения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создающей не¬мало трудностей как для самих подростков, не умеющих совла¬дать с происходящими в них переменами, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитателей.

Среди основных причин акселерации выделяются:

• общие темпы ускорения жизни,

• улучшение материальных условий,

• по¬вышение качества питания и медицинского обслуживания,

• улучшение ухода за детьми в раннем возрасте,

• искоренение многих тяжелых детских недугов.

• радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ве¬дущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда;

• уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, а затем и рост все¬го организма.

Вероятнее всего, акселерация обусловлена ком¬плексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спро¬ектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность.

Практическая педагогика опирается на закономер¬ности физического развития:

1. В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становит¬ся старше, темп развития замедляется.

2. Физически ребенок развивается неравномерно: в одни пе¬риоды быстрее, в другие медленнее.

3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем тем¬пе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорцио¬нально.

Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей.

1. Между возрастом человека и темпами интеллектуального, социального, духовного развития проявляется обратно пропор¬циональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше эти тем¬пы; с возрастом темпы духовного развития замедляются.

2. Духовное развитие людей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных условиях психические функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития;

3. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов интеллектуальной, социальной деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Такие возрас¬тные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называются сензитивными (Л. С. Выгот¬ский, А. Н. Леонтьев, В. А. Крутецкий). Причины сензитивности — неравномерность созревания мозга и нервной системы, а также то, что некоторые свойства личности могут формировать¬ся лишь на основе уже сформировавшихся свойств. Большое значение имеет и приобретаемый в процессе социализации жиз-ненный опыт.

Сензитивные периоды развития хорошо изучены. Недавно американские психологи установили, что 12 лет — это сензитивный период для развития навыков ре¬шения проблем. Упущен этот период — и человеку будет очень трудно овладеть приемами творческого мышления на высоком уровне.

4. По мере развития психика человека и его духовные качес¬тва приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя еще пла¬стичность и возможность компенсации. В этом проявляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с одной сторо¬ны, психическое развитие представляет собой постепенное пере¬растание психических состояний в черты личности, с другой — их всегда можно изменить в лучшую сторону, были бы созданы надлежащие условия и осуществлены адекватные действия (И. П. Павлов).

Основные психологические особенности ранней юности (14-18 лет)

• формируется САМОСОЗНАНИЕ – представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;

• происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможности САМОВОСПТАНИЯ;

• возрастает ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ;

• возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ;

• появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;

• формируется собственное МИРОВОЗЗРЕНИЕ – как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;

• увлечение псевдонаучными теориями, создание собственной теории жизни, любви, политики, МАКСИМАЛИЗМ СУЖДЕНИЙ;

• СТРЕМЛЕНИЕ К САМОУТВЕРЖДНИЮ СВОЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ, ОРИГИНАЛЬНОСТИ;

• пренебрежение советами старших;

• КРИТИКАНСТВО, проявление недоверия;

• сухой рационализм, практицизм;

• стремление к САМОУПРАВЛЕНИЮ, заново осмыслить все окружающее, происходит ЖИЗНЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ человека, приобретение определенной степени психологической зрелости;

• стремление ПРИОБРЕСТИ ПРОФЕССИЮ – основной мотив познавательной деятельности;

• ОТСУТСТВИЕ подлинной самостоятельности, ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ВЛИЯНИЮ СВЕРСТНИКОВ, ПОВЫШЕННАЯ ВНУШАЕМОСТЬ И КОНФОРМИЗМ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКАМ;

• ЗАВЕРШЕНО ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ. Формируется отношение к сексуальным желаниям;

• возникает первое чувство ЛЮБВИ, дружбы;

• происходит существенная перестройка эмоциональной сферы;

• недостаточное осознание последствий своих поступков.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях и различиях. Возникновение их связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различ¬ные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К инди¬видуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, вос¬приятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ин¬дивидуальные особенности влияют на развитие личности, ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Индивидуальный подход как важный принцип педагогики за-ключается в управлении развитием человека, основанном на глу¬боком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному учащемуся, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем, чтобы обес¬печить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого учащегося. В индивидуальном подходе особен¬но нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Считается, что индивидуальный подход хорошо сочетается с идеями гуманизации воспитания. Но практически реализовать его требования в условиях групповой (коллективной) формы вос¬питания очень трудно.