6 Процесс воспитания, методы…


Педагогическая психология. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 542с. – (Высшее образование). [стр. 349-357].

2. «Педагогика» Авторизованный реферат по курсу «Педагогика». Московский Экстерный Гуманитарный Университет. www.5ballov.ru.

Дополнительная литература для самообразования

1. Шварцман К.А. Философия и воспитание. – М., 1989.

2. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников, Мн., Нар, асвета., 1990.

Ключевые слова

Воспитание, технократическая авторитарная педагогика, гуманистическая педагогика, закономерности воспитания, обязательность, комплексность, равнозначность, убеждение, положительный пример, упражнения, одобрение, осуждение, требование, контроль, переключение, формы воспитания, самовоспитание, самопознание, самообладание, самостимулирование, самоконтроль, коллектив.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является целью воспитания?

2. Что вы знаете о технократической авторитарной педагогике?

3. Основные идеи гуманистической педагогики.

4. При каких условиях учение становится значимым для учащегося?

5. Какие педагогические закономерности воспитания вам известны?

6. Сформируйте основные принципы воспитания.

7. Чем отличаются методы воспитательных воздействий от средств воспитания?

8. Опишите методы воспитания.

9. Какие классификации форм воспитания вам известны?

10. Что такое самовоспитание?

11. Какие методы самовоспитания вам известны?

12. Какую роль в воспитании личности играет коллектив?

13. Раскройте понятие «коллектив».

14. Опишите стадии формирования коллектива.

15. В чем заключается воспитательная функция коллектива?

1.

Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности становится основной целью (идеалом) современного воспитания.

Различны цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и хаарктер его методики.

В Европе, Америке, Японии имеется значительное разнообразие теорий и подходов к воспитанию, первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарно, технократической педагогикой. Воспитательным категориям второй группы можно дать обобщенное название – гуманистическая школа. В общем, воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенционализма. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.

Разработчики технократической авторитарной педагогики исходят из того, что задачей воспитательной системы школы и общества является формирование «функционального» человека – исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Так, в США эти роли таковы: гражданин, работник, семьянин, потребитель.

Главными понятиями гуманистической педагогики является «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации. Роджерс в своей «я-концепции» назвал следующие условия, при которых возможно учение, в котором заинтересован учащийся:

1. Учащиеся решают в процессе учения проблемы, интересующие их и значимые для них.

2. Педагог чувствует себя по отношению к учащимся конгруэнтно, то есть проявляет себя таким человеком, какой он есть, то есть выражая себя свободно.

3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к учащемуся, принимает его таким, как тот есть.

4. Педагог проявляет симпатию к учащемуся. Это означает способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.

5. Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученика, т.е. учение должно быть центрировано на ученика, а не на самом учебном предмете.

Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие приемы в общении с ребенком: «Я-высказывание», активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.

Можно выделить следующие закономерности воспитания (П.И.Пидкасистый, 1996):

• воспитание ребенка совершается только путем активности самого ребенка; Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей;

• содержание деятельности определяется актуальными потребностями ребенка;

• соблюдаются пропорциональные соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает и на заключительном этапе ребенок делает все сам под контролем педагога.

• только в условиях любви и защищенности ребенок свободно выражает свои отношения, благоприятно развивается;

• организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.

• воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны себя чувствовать объектом приложения педагогических нравоучений;

• целостность личности предписывает педагогам целостность нравственных влияний.

2.

Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам воспитания:

1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию,

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны» среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Методы воспитания.

Метод (от греческого «metodos» — путь) – это:

• путь достижения заданной цели воспитания, то есть методы воспитания;

• способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение учащихся, с целью выработки необходимых качеств;

• совокупность специфических способов и приёмов воспитательной работы.

Методы воспитательных воздействий – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство де (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.

Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов воспитания:

1. Метод убеждения – метод воспитания, выражающийся в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и различных духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитываемой личности. Метод убеждения реализуется в ходе учебной деятельности, в ходе разъяснительной индивидуальной работы, в ходе коллективных бесед, конференций на научные, нравственные, культурные и др. темы.

2. Метод положительного примера – заключается в использовании лучших образцов поведения и деятельности людей, для возбуждения у учащихся стремления к активной работе над собой, развитию и совершенствованию своих личностных качеств и преодолению недостатков.

3. Метод упражнений (приучение) – предполагает многократное повторение действий и поступков обучаемыми, а также вызывающих их потребностей и мотивов, в целях закрепления необходимых навыков и привычек поведения.

4. Методы одобрения и осуждения – это признание положительной оценки поведения или качеств обучаемого со стороны педагога или коллектива, выраженной публично или индивидуально. Осуждение выражается в неодобрении и отрицательной оценки действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.

5. Метод требования – непосредственного побуждения учащихся, к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения.

6. Метод контроля – проявляется в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся, с целью побуждения их к выполнению установленных правил поведения, выдаваемых заданий и предъявляемых требований.

7. Метод переключения – заключается в том, что обучаемый или весь коллектив переключается на новые виды деятельности в результате возбуждения у них новых психических переживаний, создание новых внутренних установок в поведении.

8.Метод оценки и самооценки – производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

3.

Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.

Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.

Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные.

Главным признаком коллектива является:

• налаженность,

• прочность и

• действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися.

Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма.

Таким образом, воспитательный коллектив- это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.

Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. «Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.

Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину.

И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это- тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой».

Воспитательные функции коллектива:

• организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью,

• нравственно- воспитательная и личностно-развивающая, когда коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся,

• стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельности всех членов в повышении содержательности и здоровой целенаправленности своей жизни.

4.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание, образование, обучение – лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов как:

• самообязательство – добровольное задание самому себе осознанных задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества;

• самоотчет – ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь;

• самоанализ – осмысление собственной деятельности и поведения;

• самоконтроль – систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоупрвления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

К методам самовоспитания относятся:

1. самопознание – самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение;

2. самообладание – самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самопринуждение;

3. самостимулирование – самоутверждение, самоодобрение, самонаказание, самоограничение.