14 Внеурочные и внеклассные…


Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с. [стр.535-541].

Дополнительная литература для самообразования

1. Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. – M., 1988.

2. Ильин Е. Рождение урока. – М., 1986.

3. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 1980.

4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.

5. Маргулис Е.Д. Коллективная деятельность учащихся. – Киев, 1990.

6. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1981.

7. Организационные формы обучения / Под ред. Ю.И. Малеванного. – Киев, 1991.

8. Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. – Киев, 1989.

9. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – 2-е изд. – М., 1987.

10. Поташник М.М. как развивать педагогическое творчество. – М., 1987.

11. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. – М. ,1989.

Ключевые слова

Домашняя и самостоятельная работа учащихся, предметные кружки, факультативы и курсы, консультации, экскурсии.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите вспомогательные формы организации обучения.

2. Какие требования ставятся к учебным экскурсиям?

3. Какими особенностями характеризуется кружковая работа, факультативные занятия?

4. Какие требования предъявляются к домашней самостоятельной работе учащихся?

Проблемный блок

Задание 1

1.

К вспомогательным формам обучения, дополняющим и разви-вающим классно-урочную деятельность учащихся, относятся кружки, практикумы, семинары, конференции, консультаций, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя само¬стоятельная работа учащихся и др.

К основным и стабильным видам внеаудиторных занятий отно¬сится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматри¬ваемая как составная часть процесса обучения. Главная ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонно¬сти, дарования и способности учащихся.

Домашняя са¬мостоятельная работа учащихся выполняет определенные ди¬дактические функции, среди которых — закрепление знаний, умений, полученных па уроках, расширение и углубление учеб-ного материала, проработанного в классе, формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений, развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивиду¬альных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося, выполнение индивидуальных наблюдений, опытов, сбор и подготовка учебных пособий — таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т. д. для изучения новых тем на занятиях.

Формы обучения Количество часов по группам

I II III

Обучение в колледже 5-6 6 6

Домашняя работа 3-4 4 4

2.

Предметные кружки, предлагаемые профессиональными колледжами, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т. д. Практика подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в разви¬тии профессиональных интересов и склонностей учащихся, способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к поручениям. Кружки укрепляют связь обучения с жизнью, развивают меж¬предметные связи, в частности между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повыше¬нию качества обучения, способствует лучшему усвоения профессиональных знаний, умений и навыков.

Традиционно к вспомогательным формам учебной работы от¬носятся экскурсии. Они могут быть фронтальными, групповыми и микрогрупповыми (бригадными). Учебные экскурсии планиру¬ются как по отдельным предметам, так и межпредметно по тема¬тике нескольких смежных дисциплин.

Рис. Стр 538

3.

Учебный план школы предусматривает организацию всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабаты¬ваются с учетом пожеланий и интересов учащихся, их родите¬лей.

При определении перечня факультативов и предметов по выбору исходят не только из личных пожеланий учащихся, но из обще¬ственных потребностей и возможностей учебного заведения. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями. Факультативные занятия и занятия по выбору должны прово¬диться в тесной связи с уроками по обязательным и общеобра¬зовательным предметам.

4.

Потребность в консультации — учебной беседе, где вопросы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще всего в связи с их самостоятельной работой над определенным учебным материалом или заданием. Правильно организованная консуль¬тация помогает учащимся преодолевать трудности в овладении учебным материалом. В процессе консультации преподаватель направ¬ляет деятельность учащихся так, чтобы они самостоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса, уяснению сложного для них задания, учились раскрывать сущ¬ность изучаемого материала. Консультация дает возможность преподавателю обнаружить пробелы в знаниях учащихся, обратить их внимание на те моменты, которые требуют особого внимания.