Практикум к лекции 4 по педагогике

Практикум к лекции

Педагогический процесс и специальность,

научно исследовательские методы педагогики

Задание 1

I. Какое наблюдение можно отнести к методу научного исследования?

1. Дежурный учитель смотрит за порядком в коридоре.

2. педагог ведет наблюдение за развитием учащихся при изучении отдельных тем курса с помощью компьютерных программ.

3. Куратор наблюдает за опрятностью одежды учащихся.

4. на экскурсии учитель биологии вместе с учениками наблюдает за поведением муравьев.

5. молодой учитель наблюдает за действиями опытного коллеги при изложении трудного материала.

2. Некоторые требования к педагогическому наблюдению среди предложенных альтернатив неверные. Какие?

1. Ранжирование объектов наблюдения.

2. выделение объектов наблюдения.

3. постановка задач наблюдения.

4. предсказание ожидаемых результатов наблюдения.

5. возможность количественного измерения результатов наблюдения.

6. обработка полученных данных.

7. фиксация результатов наблюдения.

8. планомерность и систематичность наблюдения.

9. скорость регистрации наблюдаемых событий.

3. Какие из приведенных ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования? Почему?

1. Беседа классного руководителя с родителями о воспитании детей в семье.

2. Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками.

3. Беседа с учениками и о правилах поведения в общественных местах.

4. Беседа учителя с учениками, в ходе которой выясняется, как они понимают правила техники безопасности.

5. Беседа с учителем, в ходе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.

6. Беседа директора школы с мальчиком, обидевшим девочку.

7. Беседа классного руководителя о правах и обязанностях школьников.

4. В представленном ниже списке опытов выберите те, которые вероятнее всего можно отнести к научно-педагогическому эксперименту. Объясните почему.

1. Опыт гибридизации растений на пришкольном участке.

2. Опыт проращивания семян фасоли.

3. Опыт работы ученического комитета школы.

4. Опыт проведения выборов директора школ на альтернативной основе.

5. Опыт осуществления индивидуального подхода в обучении.

6. Опыт ускоренного обучения арифметике с применением компьютеров.

7. Опыт выработки умения выделять главное в процессе изучения географии.

5. Какой из перечисленных ниже экспериментов больше других похож на естественный?

1. Электроэнцифалографическое исследование скорости протекания нервных процессов у шестилетних учеников.

2. Экспериментальное изучение «двигательного беспокойства» у подростков.

3. Экспериментальное исследование влияния числа повторений на прочность запоминания.

4. Исследование электрической проводимости у подростков.

5. Экспериментальная проверка эффективности нового учебника.

6. Какой шкалой является пятибалльная шкала оценок в колледже?

1. Нормальной.

2. Ранговой.

3. Интервальной.

4. Шкалой отношений.

7. Какие методы научного исследования нужно применить для проверки эффективности компьютерного изучения темы «Ремонт радиаторов»?

1. Метод срезов.

2. Беседу.

3. Лабораторный метод.

4. Факторный анализ.

5. Исторический метод.

6. Наблюдение.

7. Статистический метод.

8. Изучение документации учебного заведения.

9. Метод размытых множеств.

10. Изучение результатов ученического множества.

11. Исследование операций.

12. Изучение первоисточников.

13. Моделирование.

14. Анализ опыта.

15. Естественный эксперимент.

Задание 2

I. Проанализируйте составленную учителем анкету для школьников. Какие вопросы в ней лишние? Предложите свой вариант.

1. В какой школе ты учишься?

2. Какой последний кинофильм ты посмотрел?

3. Что движет твоими поступками?

4. Как часто ты чистишь зубы?

5. Нравится ли тебе профессия учителя?

6. Тебе нравится история или география?

7. Сколько книг ты читаешь в месяц?

8. Сколько времени у тебя выходит на выполнение домашних заданий по физике?

9. В котором часу, по-твоему, должен начинаться первый урок?

10. Чем ты занимаешься после школы?

II. Заполните табличку. Знак плюс (+) поставьте там, где метод означает наличие, а минус (-) – отсутствие указанного признака.

Метод Предоставляет возможности

создания процесса изменения условий постановки гипотезы

Наблюдение

Естественный эксперимент

Лабораторный эксперимент