Практикум к лекции 9 по педагогике

Практикум к лекции

Специфические особенности процесса обучения в подготовке специалистов

Задание 1

I. Синтезируя приведенные определения, установите сущность учебного процесса

1. Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимся.

2. Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.

3. Процесс обучения заключается в управлении познанием.

4. Процесс обучения предполагает контроль усвоения знаний, умений, навыков.

5. Процесс обучения – это двусторонняя совместная деятельность учителей и учащихся.

6. Учебный процесс – двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие из способностей и наклонностей.

7. В учебном процессе осуществляется воспитание и развитие учащихся.

8. Главная цель учебного процесса – управление умственной деятельностью учащихся.

9. Сущность учебного процесса стоит в организации учения.

10. Процесс обучения направлен на формирование мировоззрения обучаемых.

II. Из перечисленных альтернатив выберите те, которые означают основные категории дидактики:

1) воспитание, 2) образование, 3) развитие, 4) умение, 5) навыки,

6) преподавание, 7) классно-урочная система, 8) учение, 9) обучение, 10) структура, 11) знания, 12) класс, 13) цель, 14) содержание,

15) эффективность, 16) организация, 17) форма, 18) метод,

19) средства, 20) альтернатива, 21) процесс, 22) таксономия,

23) формирование, 24) компьютеризация, 25) результаты.

III. Что называется дидактикой? Из приведенных ответов выберите один правильный, обосновав ошибочность остальных.

1. Дидактика – это отдельная наука о закономерностях развития личности.

2. Дидактика – это наука о закономерностях формирования личности ребенка.

3. Дидактикой называется раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения.

4. Дидактика – это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.

5. Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.

IV. Заполните пропуски

«Полный акт мышления» по Дьюи имеет следующие ступени:

1. ощущение …..;

2. формулировка …..;

3. выдвижение …..;

4. логическая проверка гипотез;

5. деятельность в соответствии с принятой гипотезой.

V. Современная дидактика утверждает, что звеньями (этапами) процесса обучения являются следующие:

1. Подготовка к работе – Изложение нового материала – Показ ведущих идей – Проверка степени усвоения.

2. Формирование проблемы – Определение трудности – Выдвижение гипотезы – Проверка гипотезы – Извлечение знаний – включение знаний в систему.

3. Постановка проблемы – Восприятие информации – Закрепление изученного – Применение знаний – Анализ достижений.

4. Определение цели – Осмысление информации – Восприятие информации – Проверка знаний, умений – Систематизация.

5. Правильного ответа нет.

VI. Что вы понимаете под содержанием образования?

1. Содержание образования – это не что иное, как перечень предметов, которые должны изучаться в колледже, количество часов на их изучение и указание тем, разделов.

2. Под содержанием образования следует понимать такой круг знаний, который отбирает каждый учащийся для своего развития, удовлетворения интересов, склонностей, потребностей.

3. Содержание образования – это система знаний, умений, отобранных для изучения в колледже, овладение которыми обеспечивает основу для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности.

4. Правильного ответа нет.

VII. Из перечисленного выберите то, что определяет формирование содержания учебного процесса.

Это системы: 1) целей, 2) потребления, 3) социальных и научных достижений,

4) пожеланий родителей, 5) общественные потребности, 6) личных потребностей, 7) возможностей, 8) методов обучения, 9) принципов обучения, 10) педагогических намерений.

VIII. Что представляет собой учебная программа?

1. Учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин, количество часов на них, начало и конец каждого семестра.

2. В учебной программе определены содержание и объем знаний по каждому учебному предмету, количество часов, которое отводится на изучение определенных тем, вопросов курса.

3. под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться на определенном курсе, количество часов на их изучение.

IX. Что представляет собой учебный план?

1. Учебный план – это сертификат, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в школе, порядок их изучения по годам, количество часов в неделю и на год, структуру учебного года.

2. учебный план определяет количество учебных предметов, а также содержание материала по каждому учебному предмету.

3. в учебном плане раскрывается содержание учебного материала по предметам, количество часов на изучение тем, разделов, начало и окончание учебного года, длительность каникул.