Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с. [стр. 10-13, 24-32, 37-42].

2. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Глава 11.3.].

3. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 542с. – (Высшее образование). [стр. 5-6].

Дополнительная литература для самообразования

1. Бабанский Ю.К.Педагогика. – М., 1988.

2. Гончаров Н.К. Основы педагогики. – М., 1947.

3. Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.

Сайты

1. http://tayi.uz/sites/pedagogika/Main.html

Ключевые слова

Педагогика, образование, обучение, воспитание, самообразование, самообучение, самовоспитание, формирование, развитие, категория, знания, умения, навыки, общая педагогика, возрастная педагогика, специальная педагогика, частная педагогика, история педагогики.

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает педагогика?

2. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

3. Что называется обучением?

4. Почему в педагогике используется столько дефиниций воспитания?

5. Что такое образование?

6. Что такое развитие личности?

7. Что называется формированием личности?

8. Охарактеризуйте систему педагогических наук.

9. Зачем педагогике опираться на психологию?

10. Что вы знаете о новых отраслях педагогики?

1.

Основные категории педагогики

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и аго — вести. В до¬словном переводе «пайдагогос» означает «детоводителъ». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять телесное и духовное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Поэтому в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины – «андрогогика» (от греч. «андрос» - мужчина и «аго» - вести) и «антропогогика» (от греч. «антропос» - человек и «аго» - вести).

Итак, какое же значение вкладывают в термин «педагогика» в настоящее время?

Во-первых, выделяют «бытовое» значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли «педагога», т.е. обучает и воспитывает сво¬их детей, членов семьи, сотрудников по работе.

Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Здесь уместно го¬ворить о взаимосвязи народной (житейской) педагогики с педагогическим мас¬терством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагоги¬ческой деятельности называют искусством.

В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогика познает и совершенствует способы влияния на раз¬витие человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и инди¬видуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели, прогнозы и реко¬мендации строятся только на фундаменте целостного и системного знания о раз¬вивающемся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.

В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включаю¬щую в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания.

В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педа¬гогической культуры человека.

Функция обучения, а в повседневной жизни скорее воспитания, присуща каждому человеку независимо от образования и профессии. Воспитание — это миссия для родителей и для каждого гражданина в отношении молодого поко¬ления.

Следовательно, каждый человек обязан владеть основами педагогической культуры как составляющей общей культуры.

Согласно закону Республики Узбекистан «Об образовании», право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с соответствующим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие высокими нравственными качествами.

2.

Размышляя о назначении науки, великий русский ученый Д. И. Менделеев пришел к выводу, что у каждой научной теории две основные и конечные цели – предвидение и польза. Не исключение из общего правила и педагогика. Её функция – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория вооружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики также рождаются в педагогических лабораториях.

При определении воспитания и науки о нем – педагогики будем исходить из положения, что ни общества, ни воспитания «вообще» не существует, а есть конкретное общество на определенном этапе исторического развития и есть воспитание, направленность и уровень которого объективно отражает достигнутый уровень развития общества. Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, её предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Итак, предмет педагогики – воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Педагогика изучает следующие проблемы:

• изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;

• определение целей воспитания;

• разработка содержания воспитания;

• исследование и разработка методов воспитания.

Функции педагогики

Теоретическая Практическая Прикладная

• объяснение процесса и законов воспитания и обучения, образования и просвещения,

• обоснование процессов обучения и воспитания

• вооружение педагогов- практиков научно-теоретическими обоснованиями методов обучения и воспитания • по отношению к другим наукам

Источники развития педагогика: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.

3.

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование. К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие достаточно общие понятия как «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» и др.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понима¬ются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все соз¬данное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, формы и организация воспитания. Социальные условия жизни также изменяют характер воспитания и его влияние на сознание и поведение людей.

В современном обществе создан и действует комплекс инсти¬тутов, направляющих свои усилия на воспитание: это семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие воспитания нуждается в сужении и конкретизации.

В узком со¬циальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специ¬ально организованное, целенаправленное и управляемое воз¬действие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательном процессе.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Его цель — усвоение званий, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в сообтветствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения и навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (ба¬зовых) компонентов содержания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения.

Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, по¬нятий и законов науки; это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Умения — теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства.

Самообучение – процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главные критерии образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек спо¬собен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в сис¬теме знаний с помощью логических рассуждений.

Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Формирование — процесс становле¬ния человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экономических, идеологических, психологических и т.д. Воспитание — один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращаю¬щимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» - резюмировал А. Дистерверг.

4.

Система педагогических наук

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук:

1. Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развития личности, процесс образования и обучения.

Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучаю¬щая общие закономерности воспитания человека, разраба¬тывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (норматив¬ный). Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

• общие основы;

• дидактика (теория обучения);

• теория воспитания;

• школоведение.

2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития.

Дошкольная и школьная педагогика составляет подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика охватывает всю систему среднего образования. В компетенции возрастной педагогики и закономерности учебно-воспитательного процесса в профессионально-технических колледжах, и особенности воспитания в академических лицеях.

3. Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия.

4. Частная методика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определенного предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.) во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Методикой преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог.

5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи. Принцип историзма – важнейший принцип развития любой науки: понимая прошлое заглядываем в будущее. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только помогают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают более обоснованными прогностические предложения, устремленные в будущее.

Кроме того, интенсивно развиваются такие отрасли современной педагогической науки, как педагогика высшей школы, военная педагогика, профессиональная педагогика, исправительно-трудовая пелагогика. Складываются такие части педагогики, как педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительской работы.

Связь педагогики с другими науками

Педагогика раз¬вивается в тесной взаимосвязи со всеми другими научными направлениями.

Философские науки (диалектический и исторический материализм, науковедение, социология, этика, эстетика и др.) помогают педагогике определиться со смыслом и целями воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происхо¬дящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая кор¬ректировать направленность воспитания.

Анатомия и физиология составляют базу для пони¬мания биологической сущности человека: развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой в второй сигнальных систем, развития и функ¬ционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучающей зако¬номерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует развитие психики, а педагогику — эффектив-ность тех воспитательных воздействий, которые приводят к на¬меченным изменениям во внутреннем мире я поведении челове¬ка. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствую¬щем разделе психологии. В дидактике, например, опираются на теорию познавательных процессов и умственного развития; тео¬рия воспитания базируется на психологии личности и т. д. Инте¬грация наук привела к возникновению пограничных отраслей — педагогической психологии и психопедагогики.

Очевидны связи педагогики с историей и литературой, гео¬графией и биологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Даже наука о происхождении человека может помочь в понимании педагогических проблем. Человек, сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют педа¬гогов профессионально, помогая постичь свой предмет во всех его связях.

У наук, имеющих свои очевидные и очень далекие области исследования, находится немало точек со¬прикосновения, из которых часто и возникают новые перспективные направления. Таковы, например, отрасли, возникшие на стыке педаго¬гики с точными и техническими науками, – кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология и др.

Добавить комментарий

Навигация по записям