Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с. [стр.439-468].

Дополнительная литература для самообразования

1. Баранов С.П. Принципы обучения. – М., 1975.

2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.

3. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968.

4. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М., 1987.

5. Раченко И.П. НОТ учителя. – М., 1982.

6. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. – М. 1986.

7. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. – М., 1985.

Ключевые слова

Дидактические принципы, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности, принцип научности, принцип связи теории с практикой.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое принцип обучения?

2. Какие принципы входят в систему общепризнанных?

3. В чем сущность принципа сознательности и активности?

4. Приведите несколько правил реализации принципа сознательности и активности.

5. В чем сущность принципа наглядности?

6. Приведите правила реализации принципа наглядности.

7. В чем сущность принципа прочности?

8. Приведите правила реализации принципа прочности.

9. В чем сущность принципа доступности?

10. Приведите правила реализации принципа доступности.

11. В чем сущность принципа научности?

12. Приведите правила реализации принципа научности.

13. В чем сущность принципа связи теории с практикой?

14. Приведите правила реализации принципа связи теории с практикой.

1.

Дидактика стремится открыть объективные законы, отражаю¬щие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают преподавателя понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для прак¬тической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практичес¬кие указания по обучению закреплены преимущественно в прин¬ципах и правилах их реализации, носящих название дидактичес¬ких принципов и правил.

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это ос¬новные положения, определяющие содержание, организаци¬онные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в конкрет¬но-историческом виде. Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования зако¬нов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средство реализации принципов. Остается добавить, что правила не только автоматически следуют их принципов, но являются обобщением практического опыта многих поколений преподавателей.

История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые преподаватели могли бы достигать высоких и прочных результатов в обучения учащихся. Становление теоретических основ дидактики, выявление сущности дидактических категорий, закономерности, принципа, правила проходили в упорной борьбе взглядов.

Рис. Стр 441

2.

Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

1. Сознательности активности;

2. Наглядности;

3. Систематичности и последовательности;

4. Прочности;

5. Научности;

6. Доступности;

7. Связи теории с практикой.

Эти принципы входят в систему дидактических принципов.

Принцип сознательности и активности

Закон: Глубокие, прочные знания приобретаются только при напряженной умственной деятельности

Принцип: Сознательность и активность

Правила: • Ясное понимание целей и задач работы;

• Осознанное выполнение работы

• Использование всех форм мышления (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.)

• Использование имеющегося опыта учащегося; использование примеров;

• Использование разъяснений и доказательств в обучении;

• Учить учащихся учиться;

• Устранение факторов, отвлекающих внимание;

• Использование вопроса «почему?»

• Практическое применение знаний;

• Учет интересов учащихся;

• Самостоятельность мышления;

• Поиск нескольких путей решения проблемы;

• Мастерство постановки вопросов.

Принцип наглядности

Закон: Органы чувств обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям

Принцип: Наглядность обучения

Правила: • Все что можно, представлять для восприятия чувствами:

видимое – для восприятия зрением

слышимое – слухом

запахи – обонянием

подлежащее вкусу – вкусом

доступное осязанию – потеем осязания

• Применяя наглядные средства рассматривать их:

1. В целом

2. Второстепенные элементы

3. Опять в целом

• Старайтесь сами изготовить с учащимися наглядные пособия

• Никогда не показывайте того, что сами хорошо не знаете

• Чем старше учащиеся, тем символичнее должна быть наглядность

Принцип систематичности и последовательности

Закон: Качество знаний зависит от:

1. Четкости картины внешнего мира

2. Логичности связи всех его элементов

Принцип: Систематичность и последовательность

Правила: • Использовать схемы, планы

• Использовать межпердметные связи

• Схема формирования теоретических знаний:

знакомство с объектом и предметом

изложение теории.

инструментарий теории

средства теории

принципы ее применения

• Помните, что самые простые вещи являются самыми сложными для объяснения.

• Повторять ранее освоенное

• Следить за способом и формой выражения мысли

• Самостоятельности работы учащегося.

• Показывать перспективы обучения

• Вспоминать столько, сколько надо для введения нового.

• Все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.

Принцип прочности

Закон: Прочность усвоения знаний зависит как от объективных, так и субъективных факторов

Принцип: Прочность

Правила: • Мышление главенствует над памятью

• Запоминать надо короткие ряды материала

• Повторять, но по различным схемам

• Знание психологических закономерностей.

• Дифференцированные подход.

• Положительные мотивы, стимулы, интерес.

• Логика.

• Эмоциональность изложения.

• Связанность с ранее изученным.

• Работа должна быть сложной и разнообразной.

• Использование схем.

• Четкие инструкции к работе.

Принцип доступности

Закон: Учащиеся разного возраста и уровня развития по-разному усваивают информацию

Принцип: Доступность

Правила: • Учить, опираясь на возможности учащихся

• Учитывать возраст

• Учитывать индивидуальные особенности.

• Темпы обучения, установленные самими учащимися ниже их реальных возможностей.

• При изучении нового – привлекать сильных учащихся, при закреплении – слабых и средних.

• Следить за речью, ее эмоциональностью и образностью

• Меньше монологов.

• При объяснении нового – давать основную, главную информацию, при закреплении – дополнять и уточнять.

• Надо не сообщать готовую истину, а учить ее находить.

• Повышать работоспособность.

Принцип научности

Закон: Объективную картину мира могут давать только знания, проверенные практикой

Принцип: Научность

Правила: • Используйте новейшие достижения педагогики и психологии в обучении

• Информируйте учащихся о новых достижениях в науке, технике, культуре

• Применяйте новейшую научную терминологию

• Дискуссии

• Исследовательские работы

• Избегайте ложного толкования научных идей.

Принцип связи теории с практикой

Закон: Практика – цель познания, на практике усваивается 85 % знаний

Принцип: Связь теории с практикой

Правила: • Связывать знания и жизнь в обучении

• Проверять и применять знания на практике.

• Связь колледжа и производства.

• Связь обучения с решением существующих проблем.

• Воспитание положительного отношения к труду.

• В обучении использовать результаты труда учащихся.

• Успех в одном виде деятельности переносить на другой.

• Соревновательность

• Внеклассная работа.

Добавить комментарий

Навигация по записям