Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с. [стр.511-542].
Дополнительная литература для самообразования
1. Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. – M., 1988.
2. Ильин Е. Рождение урока. – М., 1986.
3. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 1980.
4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.
5. Маргулис Е.Д. Коллективная деятельность учащихся. – Киев, 1990.
6. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1981.
7. Организационные формы обучения / Под ред. Ю.И. Малеванного. – Киев, 1991.
8. Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. – Киев, 1989.
9. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – 2-е изд. – М., 1987.
10. Поташник М.М. как развивать педагогическое творчество. – М., 1987.
11. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. – М. ,1989.
Ключевые слова
Объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, программированное обучение, формы обучения, классно-урочная форма обучения, типы уроков, структура урока, нестандартные урока, диагностика, проектирование уроков, вспомогательные формы обучения, домашняя самостоятельная работа, предметные кружки, факультативные курсы по выбору, консультации.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность объяснительно-иллюстративного обучения?
2. Какими особенностями характеризуется проблемное обучение?
3. Как осуществляется программированное обучение?
4. Что такое организационные формы обучения?
5. Какие формы организации обучения вы знаете?
6. Какими особенностями характеризуется классно-урочная форма организации обучения?
7. Каковы общие требования к современному уроку?
8. В чем сущность дидактических требований к уроку?
9. Какие вспомогательные и развивающие требования реализуются на уроках?
10. Чем обусловлено деление уроков на типы? По каким критериям осуществляется классификация уроков?
11. Назовите основные типы уроков и их структуры.
12. Какие преимущества и недостатки имеет комбинированный урок?
13. Составьте структуру урока усвоения новых знаний.
14. Составьте структуру урока контроля и коррекции знаний, умений.
15. В чем сущность алгоритмической методики подготовки урока?
16. Какие стадии выделяются в подготовке урока?
1.
Дидактические системы не уходят в прошлое бесследно. Подпитываемые новыми идеями, они трансформируются более прогрессивные и созвучные требованиям времени системы, в которых еще долго сохраняются корневые (материнские) признаки.
Каждая дидактическая система вызывает к жизни новую практическую технологию – вид обучения.
В настоящее время используются 3 относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:
• Объяснительно-иллюстративное (ОМ), называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным);
• Проблемное (ПбО);
• Программированное (ПО) и развившееся на его основе компьютерное или компьютеризированное обучение (КО).
Педагоги неустанно ищут такой вид обучения, который был бы лишен недостатков. Уже существует модель так называемого идеального обучения (ИО), не имеющего слабых мест. На этом пути пытаются объединить преимущества всех дидактических систем.
Сравним преимущества и недостатки современных видов обучения по ряду важных критериев.
Объяснительно-иллюстративное обучение. Объяснение в сочетании с наглядностью – главные методы такого обучения, слушание и запоминание – ведущие виду деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности. Оно экономит время, сберегает силы преподавателей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки, среди которых наиболее заметные – преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Проблемное обучение. ПбО отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся.
Преимущества проблемного обучения хорошо известны: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
Программированное обучение. Название происходит от позаимствованного из словаря электронно-вычислительной техники термина «программа», обозначающего систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель ПО – улучшение управления учебным процессом.
2.
Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:
• постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (группа);
• каждая группа работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
• учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
• каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
• постоянное чередование уроков (расписание);
• руководящая роль преподавателя (педагогическое управление);
• применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Ключевым компонентом классно-урочной системы организа¬ции обучения является урок — законченный в смысловом, вре¬менном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок — сложный и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество подготовки специалиста.
Среди общих требований, которым должен отвечать качест¬венный современный урок, выделяются следующие:
• Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе законо-мерностей учебно-воспитательного процесса.
• Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
• Обеспечение надлежащих условий для продуктивной по-знавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
• Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
• Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
• Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
• Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
• Эффективное использование педагогических средств.
• Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
• Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
• Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания.
• Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.
К дидактическим (или образовательным) требованиям отно¬сятся:
• Четкое определение образовательных задач каждого урока,
• Рационализация информационного наполнения урока,
• Оптимиза¬ция содержания с учетом социальных и личностных потреб¬ностей,
• Внедрение новейших технологий познавательной дея¬тельности,
• Рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов,
• Творческий подход к формированию структуры урока,
• Сочетание различных форм коллективной деятельности с само-стоятельной деятельностью учащихся,
• Обеспечение оперативной обратной связи, девственного контроля и управления,
• Научный расчет и мастерство проведения урока.
Воспитательные требования к уроку включают:
• Определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке,
• Формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей,
• Постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы,
• Воспитание учащихся на общечеловеческих цен¬ностях,
• Формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнитель¬ности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.,
• Внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:
• Формирование и развитие у учащих¬ся положительных мотивов учебно-познавательной деятельно¬сти, интересов, творческой инициативы и активности,
• Изучение и учет уровня развития познавательных возможно-стей учащихся,
• Проектирование «зон ближайшего развития»,
• Проведение учебных занятий на «опережающем» уровне,
• Сти¬мулирование наступления новых качественных изменений в развитии,
• Прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся,
• Оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих пе¬ремен.
Вместе с перечисленными требованиями к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, тре¬бования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т. д.
3.
Для того, чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать.
Выделяются следующие типы уроков:
• комбинированные (смешанные);
• изучения новых знаний;
• формирования новых умений;
• обобщения и систематизации изученного;
• контроля и коррекции знаний, умений;
• практического применения знания, умений (Г. И. Щукина. В. А. Онищук, Н. А. Сорокин, М. И. Махмутов и др.).
Структура урока – это внутреннего строения, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.
Преподаватель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания. Важность этого нововведения можно понять, лишь сопоставляя прежни жесткие требования обязательного соблюдения формальных ступеней урока с нынешними идеями свободного конструирования учебных занятий.
Классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного (смешанного). Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, выглядят так:
Организация работы Повторение изученного материала Изучение новых знаний, формирование новых умений Закрепление, систематизация, применение Задание на дом
Этапы 1 2 3 4 5
Доля комбинированных уроков занимает 75-80% от общего числа всех проводимых уроков.
Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и представляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям.
С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации знаний, умений; контроля и коррекции знаний, умений; применения знаний, умений на практике. Все вышеназванные типы представляют собой «укороченный» комбинированный урок. Структура выделенных типов урока состоит обычно из трех частей:
1. организации работы (5-10 мин),
2. Главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (50-60 мин),
Подведения итогов и задания на дом (5-10 мин).
4.
С середины 70-х гг. XX в. в отечественной школе обнаружи¬лась опасная тенденция к снижению интереса школьников к за¬нятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педа¬гоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбужде¬ние и удержание интереса учащихся к учебному труду. Не¬стандартный урок — это импровизированное учебное занятие с нетрадиционной структурой.
Названия нестандартных уроков дают представления о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Среди них уроки «погружения», деловые игры, пресс-конференции, творческие отчеты, соревнования, типа КВН, конкурсы, теат¬рализованные, бинарные, компьютерные, фантазии, «суды», поиск истины, парадоксы», концерты, аукционы, диалоги и многие другие.
5.
Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает конечный результат.
В подготовке преподавателя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что преподаватель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.
Реализация алгоритма начинается с диагностирования кон¬кретных условий.
Диагностика — это «прояснение» всех обстоя¬тельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учеб¬ного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, а также внимательный анализ всех затрат вре¬мени в учебном процессе на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и системати-зацию, контроль и коррекцию знаний, умений.
Прогнозирование направлено на оценку различных вариан¬тов проведения будущего урока и выбор из них оптимально¬го по принятому критерию. Если показатель удовлетворяет преподавателя, он приступает к заключи¬тельному этапу подготовки урока — планированию, а если нет, то педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние кото¬рых он может менять.
Проектирование (планирование) — это завершающая стадия подготовки урока. Итогом становится создание программы управления познавательной деятельностью учащихся. Програм¬ма управления — это краткий и конкретный, произвольно со¬ставленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения зара-нее предусмотренных затруднений и т. д.
В плане начинающего педагога должны быть отражены сле¬дующие моменты:
• дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
• название темы занятия и группы, в котором оно проводится;
• цели и задачи образования, воспитания, развития учащихся;
• структура урока с указанием последовательности его эта¬пов и примерного распределения времени по этим этапам;
• содержание учебного материала;
• методы и приемы работы преподавателя в каждой части урока;
• учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
• задание на дом.
6.
К вспомогательным формам обучения, дополняющим и разви-вающим классно-урочную деятельность учащихся, относятся кружки, практикумы, семинары, конференции, консультаций, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя само¬стоятельная работа учащихся и др.
К основным и стабильным видам внешкольных занятий отно¬сится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматри¬ваемая как составная часть процесса обучения. Главная ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонно¬сти, дарования и способности учащихся.
Домашняя са¬мостоятельная работа учащихся выполняет определенные ди¬дактические функции, среди которых —
• закрепление знаний, умений, полученных па уроках,
• расширение и углубление учеб¬ного материала, проработанного в классе,
• формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений,
• развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося,
• выпол¬нение индивидуальных наблюдений, опытов, сбор и подготовка учебных пособий — таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т. д. для изучения новых тем на уроках.
Нормативы максимальных нагрузок
Формы обучения Количество часов по курсам
I II III
Обучение в колледже 5-6 6 6
Домашняя работа 3-4 4 4
Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содер¬жанию, методам работы, времени обучения и т. д. Практика под¬тверждает, что они играют весьма благоприятную роль в разви¬тии интересов и склонностей учащихся, способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к поручениям. Кружки укрепляют связь обучения с жизнью, развивают меж¬предметные связи, в частности между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повыше¬нию качества обучения.
Традиционно к вспомогательным формам учебной работы от¬носятся экскурсии. Они могут быть фронтальными, групповыми и микрогрупповыми (бригадными). Учебные экскурсии планиру¬ются как по отдельным предметам, так и межпредметно по тема¬тике нескольких смежных дисциплин.
Учебный план предусматривает организацию всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с учетом пожеланий и интересов учащихся, их родителей, из общественных потребностей и возможностей колледжа.
Потребность в консультации — учебной беседе, где вопросы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще всего в связи с их самостоятельной работой над определенным учебным материалом или заданием. Правильно организованная консуль¬тация помогает учащимся преодолевать трудности в овладении учебным материалом. В процессе консультации преподаватель направ¬ляет деятельность учащихся так, чтобы они самостоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса, уяснению сложного для них задания, учились раскрывать сущ¬ность изучаемого материала. Консультация дает возможность преподавателю обнаружить пробелы в знаниях учащихся, обратить их внимание на те моменты, которые требуют особого внимания.