А. Каримова.
2. Национальная Программа по подготовке кадров: влияние на развитие общества. Ш. Курбанов, Э. Сейтхалилов. Ташкент, «Университет», 1999.
3. Концепция воспитательной работы в национальной школе РУз.
4. Раджабов С. «Антология педагогической мысли», 1996.
Ключевые слова
Учитель, Национальная Программа по подготовке кадров, Закон «Об образовании», виды образования.
Вопросы для самоконтроля
1. Цели и задачи Национальной Программы по подготовке кадров
2. Цели и задачи Закона «Об образовании».
3. Национальная модель подготовки кадров.
4. Принципы государственной политики в области образования.
5. Система образования Республики Узбекистан.
6. Виды образования Республики Узбекистан.
Проблемный блок
Задание 1
Анкета- опросник «Почему я выбрал профессию педагога?»
1.
История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования. Например, в связи с экономическими трудностями, переживаемыми многими странами, в том числе и Республики Узбекистан, уменьшается государственное финансирование системы образования, что ведет к ослаблению материально-технического оснащения учебно-воспитательных учреждений, к снижению качества подготовки педагогических кадров. Или неблагоприятная экологическая обстановка, царящая на планете, разрушающе действует на здоровье человека еще до его рождения. В результате снижаются способности к обучению; возникает потребность в создании образовательных учреждений коррекционного, компенсаторного, оздоровительного характера. В период войн, этнических конфликтов, которые вспыхивают то в одной, то в другой точке планеты, проблемы образования уходят на последний план перед угрозой смертельной опасности, катастрофически падает сама возможность учиться в школе, посещать детский сад.
Но, с другой стороны, образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие изменения в сознании, поведении людей. Центральное место в структуре системы образования занимает учитель.
Учитель в широком смысле слова – это тот человек, который передает знания, умения, навыки, опыт.
Учитель в узком смысле слова – это тот человек, который получил специальность и обучает людей в учебных заведениях.
Он воспитывает детей; ведет пропаганду педагогических знаний; обучает подрастающее поколение; развивает детей умственно, физически, эстетически; воспитывает социально активную личность; организовывает различные виды деятельности: просветительскую, оздоровительную.
Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека - таковы функции современного образования. Социальная роль образования заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.
Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется ее самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.
Пережитый нашим обществом переходный период больно задел и сферу образования, что с наибольшей отчетливостью проявилось в падении общественной ценности образования и тесно связанным с этим падением престижа учительского труда, вызвавшие деформацию учебного процесса.
В работе Ф. Г. Зиятдиновой, базирующейся на материалах социологических опросов и посвященной анализу социального положения учительства, отмечается снижение престижа профессии учителя. Среди самих учителей растет доля лиц, скептически оценивающих культурно-образовательные возможности своей профессии. Мотивация учительского труда, настроенность на созидательный труд также значительно изменились в отрицательную сторону.
Целью созданной 29 августа 1997 года Национальной Программы по подготовке кадров является создание условий для социальной востребованности образования и знаний, которые будут способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус преподавателя.
2.
Цель и задачи Национальной Программы по подготовке кадров
Цель настоящей программы – коренное реформирование сферы образования, полный отказ от ее идеологизированной зашоренности, создание Национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров на уровне развитых демократических государств, отвечающей требованиям высокой духовности и нравственности.
Реализация цели предусматривает решение следующих задач:
• реформирование системы образования в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об образовании", обеспечение ее поступательного развития как единого учебно-научно-производственного комплекса на основе государственных и негосударственных образовательных учреждений, формирования конкурентной среды в области образования и подготовки кадров;
• увязка системы образования и подготовки кадров с проводимыми в обществе преобразованиями, построением развитого демократического
• правового государства;
• обеспечение учреждений системы подготовки кадров высококвалифицированными специалистами, повышение престижа и социального статуса педагогической деятельности;
• реорганизация структуры и содержания подготовки кадров, исходя их перспектив социального и экономического развития страны, потребностей общества, современных достижений науки, культуры, техники и технологий;
• реорганизация структуры и содержания подготовки кадров, исходя из перспектив социального и экономического развития страны, потребностей общества, современных достижений науки, культуры, техники и технологий;
• разработка и внедрение эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания обучающихся и просветительской работы;
• введение объективной системы оценки качества образования и подготовки кадров, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
• создание нормативной, материально-технической и информационной базы, обеспечивающей требуемые уровень и качество образования, гарантии функционирования и устойчивого развития, приоритетность системы подготовки кадров в новых социально-экономических условиях;
• обеспечение эффективной интеграции образования, науки и производства, разработка механизмов формирования потребностей государства, а также заказа негосударственных структур, предприятий и организаций на количество и качество подготавливаемых кадров;
• разработка и введение в практику реальных механизмов привлечения внебюджетных средств, в том числе иностранных инвестиций, в систему непрерывного образования и подготовки кадров;
• развитие взаимовыгодного международного сотрудничества в области подготовки кадров.
Этапы реализации программы
Цели и задачи Национальной программы реализуются поэтапно:
Первый этап (1997-2001 гг.) – создание правовых кадровых, научно-методических, финансово-материальных условий для ее реформирования и развития на основе сохранения позитивного потенциала существующей системы подготовки кадров.
На этом этапе необходимо:
• произвести структурную перестройку и коренное обновление содержания системы образования в соответствии с Законом "Об образовании";
• подготовить и повысить квалификацию педагогических и научно- педагогических кадров до уровня, отвечающего современным требованиям;
• создать и внедрить государственные образовательные стандарты, определяющие необходимые требования к качеству подготовленности и квалификации обучающихся, их культурному и духовно-нравственному уровню;
• разработать и внедрить новое поколение учебно-методических комплексов, дидактического и информационного обеспечения образовательного процесса;
• подготовить необходимую материально-техническую, учебно-методическую и кадровую базу для среднего специального, профессионального образования;
• совершенствовать механизмы привлечения внебюджетных средств в образование и подготовку кадров, создать конкурентную среду в сфере образовательных услуг, предусмотрев, наряду с государственными, развитие негосударственных образовательных учреждений;
• разработать и ввести рейтинговую систему оценки деятельности образовательных учреждений, систему мониторинга качества подготовки кадров и потребностей в них;
• расширить и усилить международные связи, выработать и осуществить реальные меры по содействию международных донорских организаций и фондов в подготовке кадров, а также привлечению иностранных инвестиций в сферу образования республики;
• осуществить мониторинг реализации Национальной программы по подготовке кадров.
На данном этапе прием детей в школу с шести-семи лет будет осуществляться, принимая во внимание их физическое и умственное развитие. Осуществляется интенсивная подготовка требуемого числа ученических мест с необходимыми материально-техническими условиями и обеспеченностью педагогическими кадрами.
На основе мониторинга выполнения первого этапа уточняются направления реализации Национальной программы.
Второй этап (2001-2005 гг.) – полномасштабная реализация Национальной программы, ее корректировка с учетом накопленного опыта выполнения, развития рынка труда и реальных социально-экономических условий.
Осуществляется полный переход к обязательному общему среднему и среднему специальному, профессиональному образованию, а также к дифференцированному обучению, исходя из способностей и возможностей учащихся.
Обеспечивается укомплектование образовательных учреждений специально подготовленными квалифицированными педагогическими кадрами, формируется конкурентная среда их деятельности.
Продолжается укрепление материально-технической и информационной базы образовательных учреждений, учебно-воспитательный процесс обеспечивается высококачественной учебной литературой и передовыми педагогическими технологиями. Осуществляется информатизация системы непрерывного образования.
В полной мере задействуются механизмы формирования рынка образовательных услуг.
Третий этап (2005 и последующие годы) – совершенствование и дальнейшее развитие системы подготовки кадров на основе анализа и обобщения накопленного опыта, в соответствии с перспективами социально-экономического развития страны.
Проводится дальнейшее укрепление ресурсной, кадровой и информационной базы образовательных учреждений, полное удовлетворение учебно-воспитательного процесса новейшими учебно-методическими комплексами и передовыми педагогическими технологиями.
Осуществляется становление и развитие национальных (элитных) высших образовательных учреждений, упрочение форм самостоятельности и самоуправления профессиональных образовательных учреждений.
Обеспечивается информатизация образовательного процесса, полный охват системы непрерывного образования компьютерными информационными сетями, имеющими выход в мировые информационные сети.
3.
Цель Закона «Об образовании»
Настоящий Закон определяет правовые основы обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан и направлен на обеспечение конституционного права каждого на образование.
Основные принципы Государственной политики в области образования
Образование провозглашается приоритетным в сфере общественного развития Республики Узбекистан.
Основными принципами государственной политики в области образования являются:
• гуманистический, демократический характер обучения и воспитания;
• непрерывность и преемственность образования;
• обязательность общего среднего, а также среднего специального, профессионального образования;
• добровольность выбора направления среднего специального, профессионального образования: академический лицей или профессиональный колледж;
• светский характер системы образования;
• общедоступность образования в пределах государственных образовательных стандартов;
• единство и дифференцированность подхода к выбору программ обучения;
• поощрение образованности и таланта;
• сочетание государственного и общественного управления в системе образования.
Право на образование
Каждому гарантируются равные права на получение образования независимо от пола, языка, возраста, расовой, национальной принадлежности, убеждений, отношения к религии, социального происхождения, рода занятий, общественного положения, места жительства, продолжительности проживания на территории Республики Узбекистан.
Право на образование обеспечивается:
• развитием государственных и негосударственных образовательных учреждений;
• организацией обучения с отрывом и без отрыва от производства;
• бесплатным обучением по государственным программам образования и подготовки кадров, а также платным профессиональным обучением в образовательных учреждениях на договорных началах;
• равными правами выпускников всех видов образовательных учреждений при поступлении в учебные заведения следующей ступени;
• предоставлением права гражданам, получившим образование в семье или путем самообразования, на аттестацию в порядке экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях.
Граждане других государств вправе получать образование в Республике Узбекистан в соответствии с международными договорами.
Лица без гражданства, проживающие в республике, имеют равные права с гражданами Республики Узбекистан на получение образования.
Права на занятие педагогической деятельностью
Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с соответствующим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие высоким нравственным качеством.
Прием на работу педагогических работников в высшие учебные заведения осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Положением, утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
К педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещается приговором суда.
4.
Система образования РУз
Система образования Республики Узбекистан состоит из:
• государственных и негосударственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами;
• научно-педагогических учреждений, выполняющих исследовательские работы, необходимые для обеспечения функционирования и развития системы образования;
• органов государственного управления в области образования, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.
Система образования Республики Узбекистан является единой и непрерывной.
Виды образования
Образование в Республике Узбекистан реализуется в следующих видах:
дошкольное образование;
общее среднее образование;
среднее специальное, профессиональное образование;
высшее образование;
послевузовское образование;
повышение квалификации и переподготовка кадров;
внешкольное образование.
Дошкольное образование
Дошкольное образование имеет целью формирование здоровой и полноценной личности ребенка, подготовленного для учебы в школе. Оно проводится до шести-семи лет в семье, в детском саду и в других образовательных учреждениях, независимо от форм собственности.
Общее среднее образование
Ступени общего среднего образования:
начальное образование (I - IV классы);
общее среднее образование (I -IX классы).
Начальное образование направлено на формирование основ грамотности, знаний и навыков, необходимых для получения общего среднего образования. В первый класс школы дети принимаются с шести-семи лет.
Общее среднее образование закладывает необходимый объем знаний, развивает навыки самостоятельного мышления, организаторских способностей и практического опыта, способствует первоначальной профессиональной ориентации и выбору следующей ступени образования.
Для развития способностей, талантов детей могут создаваться специализированные школы.
Среднее специальное, профессиональное образование
В целях получения среднего специального, профессионального образования каждый имеет право на основе общего среднего образования добровольно выбрать направление обучения в академическом лицее или профессиональном колледже.
Академические лицеи и профессиональные колледжи дают среднее специальное, профессиональное образование, предоставляющее право и являющееся основой для работы по обретенной профессии или продолжения обучения на следующей степени.
Академический лицей - трехлетнее среднее специальное учебное заведение, обеспечивающее интенсивное развитие интеллектуальных способностей, углубленное, дифференцированное и профессионально- ориентированное обучение учащихся.
Профессиональный колледж - трехлетнее среднее профессиональное учебное заведение, обеспечивающее углубленное развитие профессиональных наклонностей, умений и навыков учащихся, получение одной или нескольких специальностей по выбранным профессиям.
Высшее образование
Высшее образование обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.
Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется в высших учебных заведениях (университетах, академиях, институтах и других образовательных учреждениях высшей школы) на основе среднего специального, профессионального образования.
Высшее образование имеет две ступени: бакалавриат и магистратуру, подтверждаемые документами о высшем образовании государственного образца.
Бакалавриат - базовое высшее образование с фундаментальными знаниями по одному из направлений высшего образования со сроком обучения не менее четырех лет.
Магистратура - высшее образование по конкретной специальности с продолжительностью обучения не менее двух лет на базе бакалавриата.
Граждане вправе получать второе и последующее высшее образование на договорной основе.
Послевузовское образование
Послевузовское образование направлено на обеспечение потребностей общества в научных и научно-педагогических кадрах высшей квалификации.
Послевузовское образование может быть получено в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях (аспирантура, адъюнктура, докторантура, соискательство).
Порядок подготовки научных и научно-педагогических кадров, присуждение ученых степеней и званий определяется законодательством.
Повышение квалификации и переподготовка кадров
Повышение квалификации и переподготовка кадров обеспечивают углубление и обновление профессиональных знаний и навыков.
Порядок повышения квалификации и переподготовка кадров устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Внешкольное образование
Для удовлетворения индивидуальных потребностей детей и подростков, организации их свободного времени и отдыха государственные органы, общественные объединения, а также другие юридические и физические лица могут создавать внешкольные образовательные учреждения культурно-эстетического, научного, технического, спортивного и других направлений.
К внешкольным образовательным учреждениям относятся дворцы, дома, клубы и центры детского, юношеского творчества, детско-юношеские спортивные школы, школы искусств, музыкальные школы, студии, библиотеки, оздоровительные и другие учреждения.
Порядок создания и деятельности внешкольных образовательных учреждений определяется законодательством.
Образование в семье и самообразование
Государство оказывает содействие получению образования в семье и самообразованию. Обучение детей в семье и самообразование осуществляется по программам соответствующих образовательных учреждений. Уполномоченными государственными учреждениями обучающимся предоставляется методическая, консультативная и иная помощь.