Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с. [стр.44-68].
Дополнительная литература для самообразования
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.
2. Введение в научное исследование по педагогике. – М., 1988.
3. Звягинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. – М., 1982.
4. Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. – М., 1968.
5. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М.А. Данилова, Н.И. Болдырева. – М., 1971.
6. Скалова Я. Методология и методы педагогических исследований. – М., 1989.
Ключевые слова
Метод исследования, педагогические процессы, закономерность, наблюдение, изучение опыта, изучение продуктов ученического творчества, эксперимент, тестирование, анкетирование, социологический метод, качество, количество, статистический метод, шкалирование, моделирование, теория размытых множеств.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое метод научного исследования?
2. Какими особенностями отличаются педагогические процессы?
3. Что такое научный закон?
4. В чем сущность педагогического наблюдения?
5. Какие методы относятся к традиционно-педагогическим?
6. Что такое педагогический эксперимент?
7. Назовите основные виды эксперимента.
8. В каких целях применяется эксперимент?
9. Что такое педагогическое тестирование?
10. Для каких целей применяется в педагогике анкетирование?
11. Что такое социометрический метод?
12. Зачем педагогике нужны количественные методы?
13. Объясните назначение статистического метода.
14. Что такое шкалирование?
15. Для каких целей применяется моделирование?
16. Какие методы вы будете использовать для изучения опыта своего коллеги?
17. Какие методы вы будете применять для изучения личности школьника?
18. Что вы знаете о новейших методах педагогических исследований?
1.
У каждого изучающего теорию педагогики рано или поздно возникнут вопросы: как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно отражают они реальную действительность, можно ли им доверять?
Пути, (способы) познания объективной реальности принято называть методами исследования. С их помощью каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обобщает полученные данные, включается в систему известных знаний.
Методы научного исследования тесно связаны с объектами познания. Средства извлечения информации должны соответствовать специфике изучаемого предмета. Это означает, что каждая наука должна разрабатывать и использовать свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений.
Характерная черта педагогических процессов — неоднозначность их протекания. Результаты обучения, образования, воспитания, развития зависят от одновременного воздействия очень многих причин. Достаточно изменить влияние даже одного-двух факторов, чтобы результаты существенно разнились между собой.
Педагогические процессы характерны своей неповторимостью. В области естественных наук (физики, скажем, или химии) исследователь может многократно повторять эксперимент, используя одни и те же материалы и создавая неизменные условия. В результате он приходит к однозначному заключению — связь между исследуемыми факторами или существует, или яге ее нет. Педагог-исследователь такой возможности лишен. При повторном исследовании он уже имеет дело фактически с другим «материалом», да и условия почти никогда не удается соблюсти прежними. В результате проведенной ранее работы характеристики используемых данных изменяются необратимо.
С учетом этого обстоятельства педагоги формулируют свои выводы корректно и осторожно, понимая относительность условий, в которых они были получены.
В общественных науках, к которым относится и. педагогика, выводы формулируются не иначе как в усредненной, обобщенной форме. Крайние отклонения обычно отсекаются и заменяются спокойной массовой тенденцией.
Конечная цель любого педагогического исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е. установление закономерности.
Закономерность, как известно, максимально «уплотняет» знания, сокращает объем информации, которым владеет наука. Это сокращение достигается не механическим путем, не сокращением «лишней» информации, а путем её укрупнения, сведения единичных зависимостей к существенным отношениям. Сводя разнообразие явлений к существенным отношениям, закономерности законы одновременно как бы упрощают знания, проясняют их, придают им более рациональную форму, удобную для хранения и передачи. Благодаря закономерностям и законам человечество может оперировать несравненно меньшим количеством информации, но информации более высокого качества.
2.
Традиционными называются методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у ее истоков.
К традиционным методам педагогических исследований относят наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы.
Наблюдение — специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского.
Главные его отличия:
1) определяются за¬дачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдение;
2) результаты обязательно фиксируются;
3) полученные данные обрабатываются;
4) результаты сопоставляются с известными и перепроверяются с помощью других методов.
Для повышения эффективности наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.
Недостатки метода наблюдения – наблюдение не вскрывает вы утренних сторон педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяют на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.
Изучение опыта — организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью этого метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому метод нередко называют еще историческим. Он тесно смыкается с другим методом — изучением первоисточников, называемым также архивным. Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций, учебные и воспитательные программы, расписания занятий и т.д.
Изучение продуктов ученического творчества — домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества — опытному исследователю скажет о многом. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени», «хобби-занятий». Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности — это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами.
Беседы – как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Но беседы — не всегда надежный метод.
Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять неизбежный оттенок субъективизма, применяются специальные меры:
1) разработка четкого, продуманного с учетом личности собеседника плана беседы;
2) обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;
3) варьирование вопросов, постановка их в приятной для собеседника форме;
4) умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.
3.
Слово «эксперимент» — латинского происхождения и в пере¬воде означает «опыт», «испытание». Педагогический экспе¬римент — это научно поставленный опыт преобразования педа¬гогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике носит созидательный характер.
Педагогический эксперимент может охватывать группу учени¬ков, класс, отколу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными — в зависимости от темы и цели.
Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детально¬го плана и строгого его соблюдения, точной фиксации результа¬тов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов.
В зависимости от преследуемой цели, различают эксперименты:
1) констатирующие, при которых изучаются существующие педагогические явления;
2) проверочные, уточняющие, когда проверяется гипотеза, создан¬ная в процессе осмысления проблемы;
3) созидательные, преобра¬зующие, формирующие, в ходе которых конструируются новые педагогические явления.
По месту проведения различают естественные и лабораторные педагогические эксперименты. Первые представляют собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса.
Среди модификаций естественного процесса выделим параллельный и перекрестный эксперименты, смысл которых понятен из рис. 2.
Если нужно проверить какой-либо частный вопрос или для получения необходимых данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением специальной аппаратуры), эксперимент переносится в специально оборудованное помещение, в специально созданные исследователь¬ские условия. Такой эксперимент называется лабораторным.
Рис. 2. Виды естественного эксперимента.
4.
Слово «тест» в переводе с английского означает «задача, ис-пытание». Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех обследование, которое проводится в строго контролируемых условиях. Оно позволяет объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учащихся, опреде¬лять параметры педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.
Различают:
1. Тесты успеваемости;
2. Тесты элементарных умений (чтение, письмо, простейшие арифметические операции)
3. Тесты диагностики уровня обученности – выявление степени усвоения уровня знаний, умений по всем учебным предметам.
Различают также тесты
• скорости – у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы;
• мощности – время ответа на тестовое задание не ограничивается.
Большинство тестов, применяемым в учебном процессе находится между этими крайностями.
В педагогике часто используют задания тестового типа используемые для текущего контроля и содержащие 5-10 вопросов.
5.
Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллек¬тивный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения — массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану, проводимые по определенному плану. Вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические мето¬дики, сравнительные исследования. Поскольку эти методы проникли в педагогику из социологии, их называют еще социологическими.
Анкетирование — метод массового сбора материала с по¬мощью специально разработанных вопросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы.
Типы анкет:
Открытые – требующие самостоятельного конструирования ответа;
Закрытые – необходимо выбрать один из готовых ответов
Именные Анонимные
Полные Урезанные
Пропедевтические Контрольные
Полярные анкеты с бальной оценкой –
Неорганизованный 5 4 3 2 1 Организованный
Метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод) – позволяет анализировать внутриколлективные отношения. Учащихся просят ответить на вопросы типа «С кем бы ты хотел…» (готовиться к экзаменам, сидеть за одной партой, быть в одной команде и т.д.). Появляется возможность судить о роли, статусе, позиции каждого члена коллектива.
6.
Окружающий человека мир имеет две стороны — качествен¬ную и количественную. Качество — это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он являет¬ся. Количество определяет размеры, величину этого качества. Качество традиционно раскрывается через описание признаков, а количество отождествляется с мерой, числом.
Необходимо различать два основных направления в использо¬вании количественных методов в педагогике:
первое — для об¬работки результатов наблюдений и экспериментов,
второе — для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютериза¬ции учебно-воспитательного процесса.
Методы первого направ¬ления достаточно широко применяются. Пальму первенства держит освоенный исследователями статистический метод со своими известными методиками, к которым относятся:
- регистрация — выявление определенного качества у явле¬ний данного класса и подсчет количества по наличию или отсут¬ствию данного качества (например, количество успевающих и не¬успевающих учеников);
- ранжирование — расположение собранных данных в опре¬деленной последовательности (убывания или нарастания зафик¬сированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учащихся в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.);
- шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам, чем достигается большая определенность.
Известны четыре основных градации измерительных шкал:
1. шкалы наименований (или номинальные);
2. шкалы порядка (или ранговые);
3. интервальные шкалы;
4. шкалы отношений
Шкалы наименований – самые «слабые» шкалы. Числа и другие обозначения в них используются чисто символически. Они, по сути, представляют собой наименования какого-либо класса объектов. Их единственная математическая характеристика — при¬надлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет. Примерами номинальных шкал можно считать классификации по различным признакам – список специальностей, перечисление характеристик учащихся, причин неуспеваемости и т.д.
В порядковых (ранговых) шкалах – устанавливается порядок. Примерами их применения служит ранжирование типа «выше ростом», «больше пятерок», «меньше пропусков» и т.д.
Интервальные шкалы и шкалы отношений - обладают всеми положительными качествами «слабых» шкал, но при этом интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными (двумя любыми) числами на шка¬ле, а в шкале отношений, кроме того, определена еще и нулевая точка (точка отсчета). Шкалы термометров, вольтметров, ко¬нечно, «сильные».
Все более мощным преобразующим средством педагогических исследований становится моделирование.
Научная модель — это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способ¬на замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об объекте.
Моделирование — метод создания и исследования моделей. Главное его преимущество — целостность представления информации.
Моделирование в дидактике успешно применяется для реше¬ния важных задач:
• оптимизации структуры учебного материала,
• улучшения планирования учебного процесса,
• управления позна¬вательной деятельностью и учебно-воспитательным процессом,
• диагностики,
• прогнозирования,
• проектирования обучения.
Моделирование — сложный и противоречивый метод. По суще¬ству он служит трем полезным целям:
1. Эвристической — для клас¬сификации, обозначения, нахождения новых законов, построения новых теорий и интерпретации полученных данных;
2. Вычислитель¬ной — для решения вычислительных проблем с помощью моделей;
3. Экспериментальной — для решения проблемы эмпирической про¬верки (верификации) гипотезы с помощью оперирования с теми или иными моделями.
Как известно, в нашей науке нет категорических утверждений типа «да» - «нет», нет ярко выраженного «черного» и «белого». Вся ее действительность – тысячи полутонов всех оттенков, характеристики, расположенные между не всегда четко расположенным максимумом и минимумом. Для описания этой реальности требуется особая математика, такая, где ы фигурировали не грубые конкретные переходы, а плавные изменения «меньше», «чуть меньше», которые тем не менее можно было бы описать на строгом языке, чтобы ЭВМ могла оперировать ими как изменяющимися величинами.
Теория размытых (нечетких) множеств разработана около тридцати лет назад американским ученым Л. Заде. На ее языке удается описать довольно аморфные представления, которых так много в педагогике. Например, утверждение «молодой» на языке теории нечетких множеств будет записано так:
молодой = 0,1/15 + 0,9/20 + 1,0/25 + 0,7/30 + 0,2/40 + 0,1/50.
Числа 15, 20, 30, 50 означают возраст. Молодому может быть и 15 и 20 и даже 50 лет. Каждому возрасту «привешены» мера близости. Для15 лет мера невелика – всего 0,1, так же как и для 50. зато для 25 лет максимально – 1,0. можно пойти дальше – вычислить утверждение «очень молодой».
Оно будет выглядеть так:
Очень молодой = молодой2 (молодой в квадрате).
Алгебра Л. Заде имеет свои правила, с помощью которых происходит объединение и разъединение множеств, концентрация и разложение элементов, уменьшение или увеличение нечеткости. На ее языке удается количественно описывать различные педагогические утверждения.