Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с. [стр.291-332].
2. Основы профессиональной педагогики. Изд. 2-е, перераб. и доп. Профпедагогика. М., «Высшая школа», 1977. – 504 с. [51-165].
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
4. Государственный стандарт Узбекистана. Требования к необходимому содержанию и уровню подготовленности бакалавра по направлению 5140900 – Профессиональное образование (по отраслям и направлениям образования бакалавриата). Кабинет министров РУз. Ташкент 2003.
5. Система «Право» Республики Узбекистан. www.pravo.uz
Дополнительная литература для самообразования
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
3. Блага К., Шебек М.Я. Я – твой ученик, ты – мой учитель. – М., 1991.
4. Брайан С. Общество и образование. М., 1989.
5. Георгиева Т.С. Высшая школа СЩА на современном этапе. – М., 1989.
6. Дидактика современной школы / Под ред. В.А. Олищука. – Киев, 1987.
7. Зорина Л.Я. Программа – учебник – учитель. – М., 1989.
8. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.
Ключевые слова
Процесс обучения, дидактика, преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения, дидактическая система Гербарта, дидактическая система Дьюи, современная дидактическая система, содержание учебного процесса, государственный образовательный стандарт, квалификационная характеристика, учебный план, типовая программа, рабочая программа, календарный тематический план, план урока, учебник.
Вопросы для самоконтроля
1. Что собой представляет процесс обучения?
2. Какие признаки характерны для понятия процесса обучения?
3. Что называется дидактикой?
4. Дайте определения основных дидактических категорий.
5. Что такое дидактическая система?
6. В чем сущность «традиционной» дидактики Гербарта?
7. В чем сущность «прогрессивистской» дидактики Дьюи?
8. Какие признаки характеризуют современную дидактическую систему?
9. Что такое содержание учебного процесса?
10. Каковы цели современного образования?
11. Как формируется содержание образования?
12. Что такое учебный план?
13. Что такое учебная программа?
14. Какие нормативно-правовые документы в сфере образования РУз вам известны?
15. В чем заключается особенность преподавания специальных дисциплин от общеобразовательных?
1.
Учебный процесс — одна из двух главных составляющих целостного педагогического процесса.
В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента – преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.
В современном понимании для обучения характерны следую¬щие признаки:
1) двусторонний характер;
2) совместная деятельность учителей и учащихся (сотруд¬ничество):
3) педагогическое руководство;
4) планомерная специальная организация и управление; б) целостность и единство;
6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
7) управление развитием и воспитанием учащихся.
Движущая сила учения — борьба противоречий. Главные из них проявляются между тем, что ученик уже знает, и тем, что ему хочется (следует) узнать; тем, как он мыслит, и тем, как ему следует научиться мыслить; тем, как он действует, и тем, как необходимо действовать и т. д.
Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий) — часть педа¬гогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.
Основными категориями дидактики являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, резуль¬таты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить также поняти¬ям дидактической системы и технологии обучения.
Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реа-лизации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочения и практического
Учение — процесс собственной деятельности учащегося, в хо¬де которого на основе познания, упражнения и приобретенного когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него важное значение.
Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:
Деятельность педагога Деятельность обучаемых
1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения 1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) 2. Восприятие новых знаний, умений
3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений 3. Анализ, синтез, сопоставление, систематизация
4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов 4. Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей
5. Управление процессом перехода от теории к практике 5. Приобретение умений и навыков, их систематизация
6. Организация эвристической и исследовательской деятельности 6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся 7. Самоконтроль, самодиагностика достижений
Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Содержание (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Форма (от лат. forma – внешний вид, оболочка) – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней суности, логики, содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.
Метод (от лат. metodos – путь, способ) – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средством является голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмотрим ниже.
Результаты (продукт обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Взаимосвязь между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса представлены на рис.
2.
Под дидактической системой (от греч. Systema – целое, составленное из частей, соединение) понимается выделенное по определенным критериям целостное образование. Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.
Существует три принципиально отличающихся между собой дидактические системы:
1. Система (дидактика) И.Ф. Гербарта;
2. Дидактическая система Д.Дьюи;
3. Совершенная система.
По Гербарту, высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера. Основными чертами этой системы являются:
• Главная задача школы – это забота об интеллектуальном развитии учащихся, а воспитание – дело семьи.
• Формированию сильных с моральной точки зрения характеров служат правильное педагогическое руководство, дисциплина и связанное с ней обучение.
• Задачи руководства состоят в том, чтобы обеспечить постоянную занятость учащихся, организацию их обучения, наблюдение за их физическим и интеллектуальным развитием, приручение к порядку.
• Для поддержания порядка и дисциплины используются запреты, ограничения, а также телесные наказания, которые должны налагаться «осторожно и с умеренностью».
• Воспитание нельзя отделять от обучения, воля и характер развиваются одновременно с разумом.
Главный вклад Гербарта в дидактику состоит в вычленении этапов (ступеней) обучения. Его схема такова: ясность – ассоциация – система – метод.
Теория Гербарта сильно распространилась в середине XIX столетия и пришла в упадок вместе с Германской империей. Под ее влиянием начали распространяться взгляды, согласно которым целью обучения является передача готовых знаний, подлежащих заучиванию; активным в учебном процессе должен быть прежде всего учитель, ученикам же отводилась пассивная роль; в качестве наиболее совершенной признавалась схема урока, основанная на одинаковых для всех «формальных ступенях»; учитель должен был следовать методическим установкам, не смел делать никаких поблажек ученикам, приспосабливать программу к их требованиям и интересам.
Дидактика Джона Дьюи разработана с целью противопоставления авторитарной педагогике гербардистов. Он сделал акцент на развитие собственной активности обучаемых. Основным вкладом Дьюи в теорию обучения является разработанная им концепция «полного акта мышления», в котором выделяются следующие этапы:
• Ощущение трудности;
• Ее обнаружение и определение;
• Выдвижение замысла и ее разрешения (формулировка гипотезы);
• Формулировка выводов, следующих из предполагаемого решения (логическая проверка гипотезы);
• Последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отвергнуть гипотезу.
Впоследствии за «трудностями», которые нужно преодолеть, размышляя над поиском решения, закрепилось название «проблемы». Правильно построенное обучение, по мнению Дьюи, должно быть проблемным. Место «книжной учебы» занял принцип активного учения, основой которого является собственная познавательная деятельность учащегося. Место активного учителя занял преподаватель-помощник, не навязывающий учащимся ни содержания, ни методов работы, а лишь помогающий преодолевать трудности, когда сами учащиеся обращаются к нему за помощью. Вместо общей для всех стабильной учебной программы вводились ориентировочные программы, содержание которых только в самых общих чертах определялось учителем. Место устного и письменного слова заняли теоретические и практические занятия, на которых осуществлялась самостоятельная исследовательская работа учащихся.
Дьюи, как и Гербарт относит ступени обучения ко всем учебным предметам и ко всем уровням учебной работы, вследствие чего эти уровни приобретают формальный характер и претендуют на универсальность. Практика отвергает универсальные модели и показывает, что обучение не может быть ни «сплошь проблемным» - по Дьюи, ни «целиком вербальным» - по Гербарту, ни каким-либо иным моническим процессом. Ограниченность дидактики Дьюи и в том, что учащиеся не участвуют в процессе закрепления знаний, определенных умений. А фрагментарные курсы, отрывочные «проекты», пришедшие на смену стабильным, общим для всех участников программы, не могут обеспечить ни преемственности, ни систематичности в обучении.
Концепция обучения «через совершение открытий», разработанная Джеромом Бруннером. В соответствии с ней учащиеся должны познавать мир, приобретать знания через собственные открытия, требующие напряжения всех познавательных сил и исключительно плодотворно влияющие на развитие продуктивного мышления. При этом учащиеся должны самостоятельно формулировать неизвестные им до этого обобщения, а также приобретать умения и навыки их практического применения. Такое творческое обучение отличается как от усвоения «готовых знаний», так и от обучения путем преодоления трудностей, хотя и то и другое выступает в качестве его предпосылок и необходимых условий.
Современную дидактику, принципы которой лежат в основе практической педагогической деятельности, характеризуют следующие особенности:
1. Системный подход к пониманию процесса обучения, ликвидация противоречия между теорией и практикой, между знаниями и умениями, между способностями к описанию и изменению действительности и, наконец, между объемами знаний, получаемых целиком от преподавателя и приобретаемых учащимися самостоятельно.
2. разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью учащихся. Современная дидактика стремится к разумному рационализму. Ее кредо и главная цель – выводить учащихся на заданный уровень обучения с минимальными затратами времени, сил, средств.
3. иным стал подход к определению содержания обучения. Сегодня дифференцированные учебные планы, программы, курсы распространились во всем мире. Одновременно углубляются процессы интеграции учебных курсов, адаптации их к самым разнообразным потребностям и интересам учащихся.
Рис. (17)
3.
Закон Республики Узбекистан «Об образовании» провозглашает образование приоритетным в сфере общественного развития.
В соответствии же с Национальной Программой по подготовке кадров, целью образования является формирование всесторонне развитой личности, воспитание граждан, сознающих свою ответственность перед обществом, государством и семьей, обладающих общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умеющих самостоятельно ориентироваться в общественно политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу.
Продукт процесса обучения.
Для рассмотрения в системе продукта, на производство которого направлен учебный процесс, предложена наглядно-образная модель (рис.). компонентами продукта обучения являются:
1. знания, умения, навыки;
2. мировоззрение личности;
3. кругозор и эрудиция;
4. качества ума, интеллектуальное развитие личности (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности);
5. умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания;
6. навыки самообразования;
7. активность;
8. работоспособность (умственная и физическая) личности;
9. воспитанность (нравственная, эстетическая, экологическая, политехническая и др.);
10. профессиональная ориентация и подготовка к жизни и др.
Выделенные компоненты, в свою очередь, являются достаточно сложными образованиями, в составе которых выделяются многие десятки простых качеств. Таким образом, в процессе обучения возводится здание, фундаментом которого являются знания, умения, навыки, другие из выделенных компонентов основываются на них и венчает все развитие и воспитание личности.
Рис 18.
4.
Содержание образования (обучения, учебного процесса) — конкретный ответ на вопрос чему учить подрастающие поколе¬ния. Под содержанием понимается четкая система знаний, уме¬ний, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Категория содержания образования всегда требует конкретизации: абстрактного, оторванного от внутренней сущности системы содержания не существует.
Среди систем в наибольшей степени обусловливающих формирование содержания обучения, выделяют системы:
1. принятых целей;
2. социальных и научных достижений;
3. социальных потребностей;
4. личных потребностей;
5. педагогических возможностей;
Схема формирования содержания под воздействием выделенных систем представлена на рис 19.
Рис 19.
Система потребностей (социальных и личностных) – существует проблема: как наилучшим образом согласовать, соединить общественные и личностные интересы, как, не ослабляя ориентации на удовлетворение общественных потребностей, сделать образование личностно значимым, необходимым и привлекательным для каждого человека.
Система социальных и научных достижений. Исследования, проведенные в области импликации (внедрения) научных достижений в содержание образование показали, что период времени (лаг) между появлением нового научного открытия или новой социальной идеи и началом их систематического изучения в школе неуклонно сокращается. В настоящее время он уменьшился настолько, что отражение новых идей детерминируется лишь сроками выхода учебных книг.
Система возможностей. Играет роль регулятора, открывающего или запрещающего попадание в содержании сведений, требующих определенного уровня оснащения учебного процесса, материально-технических и экономических возможностей. В данной системе находятся и ограничения возрастного характера.
5.
Требования к содержанию обучения в ССПО определяются государственным стандартом образования.
Гос. Образовательный стандарт
Учебный план.
Типовая программа.
Рабочая программа.
Календарно-тематический план.
План урока.
Конспект лекции.
6.
Общетехнические и специальные предметы в общей структуре содержания профессионально-технического образования занимают узловое место и во многом определяют качество подготовки квалифицированных кадров. Специфика содержания общетехнических и специальных предметов в том, что они, базируясь на общеобразовательных знаниях учащихся, расширяют их, сами же, являясь основой производственного обучения, «питаются» его результатами.
Такое положение общетехнических и специальных предметов предъявляет особые требования к формам и методам их изучения. С одной стороны, в процессе изучения общетехнических и специальных предметов используются формы и методы, которые применяются и при изучении общеобразовательных предметов. С другой стороны, большое прикладное значение общетехнических и специальных предметов, их «выходы» на производственное обучение, а в связи с этим и специфическое по сравнению с общеобразовательными предметами соотношение теории и практики обуславливают специфику использования общепринятых в школе форм и методов обучения.
Формы и методы учебного процесса во много определяются содержанием изучаемого учебного материала. Содержание общетехнических предметов частично, а специальных предметов целиком различно для разных профессий. Поэтому в целях определения рациональных форм и методов учебного процесса важно произвести дидактический анализ содержания обучения, выявить основные группы учебного материала, характерные для общетехнических и специальных предметов.
Основные группы («сквозные») для подготовки квалифицированных специалистов любых профессий:
1. Учебный материал, раскрывающих вопросы техники:
• Теоретические основы устройства и работы оборудования (теоретические сведения из электротехники, промышленной электроники, основ теплотехники, гидравлики, пневматики, технической механики и др.);
• Описание устройства и работы оборудования, с помощью которого осуществляется производственный процесс – средств труда, включая инструменты, приспособления, приборы и т.п., применяемые в процессе труда;
• Описание устройств и работы машин, механизмов, приборов, аппаратов, изделий и т.п., т.е. объектов (предметов) труда;
2. Учебный материал, раскрывающий вопросы технологии производства.
• Теоретические основы технологических процессов (теория резания, теория металлургических процессов, основы термодинамики и т.д.);
• Описание технологических и трудовых процессов, характерных для отрасли в целом и для соответствующих отдельных трудовых профессий, включая процессы контроля и регулирования;
• Вопросы техники безопасности, гигиены и производственной санитарии, противопожарной техники.
3. Сырье и материалы
• сведения о видах, получении, физических, химических, механических, технологических и других свойствах обрабатываемых и применяемых при выполнении работ материалах и сырье.
4. Учебный материал об организации и экономике производства.
• «Основы экономики труда и производства»
Характерно, что все эти группы учебного материала имеют сравнительно одинаковый удельный вес в общем объеме общетехнической и специальной подготовки независимо от специфики профессий: техника – 40-50%, технология – 30-40%, сырье и материалы – 10-15%, организация и экономика производства – 8-10%.