Проблемный блок
Задание 1
- I. Что такое педагогика? Из предложенных ответов выберите правильный, обосновав его достоверность.
- Педагогика изучает закономерности развития ребенка и определяет пути его воспитания.
- Педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении людей.
- Педагогика – это искусство воздействия воспитателя на воспитанника с целью формирования его мировоззрения.
- Педагогика занимается изучением вопросов обучения и образования подрастающего поколения.
- Педагогика – наука о воспитании человека.
- II. Какой термин, на ваш взгляд, наиболее точно определяет сферу действия науки о воспитании?
- Педагогика (от греч. «пайдос» - дитя – мальчик и «аго» - вести).
- Андрогогика (от греч. «андос» - мужчина и «аго» - вести).
- Антропогогика (от греч. «антропос» – человек).
- Антропология (от греч. «антропос» – человек и «логос» - наука).
- Педология (от греч. «пайдос» - дитя и «логос» - наука).
- III. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?
- Воспитание, обучение подрастающего поколения.
- Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.
- Изучение воспитания как фактора духовного развития людей.
- Изучение проблем образования и обучения людей в современном мире.
- Исследование человеческой природы.
- IV. Почему в педагогике используется несколько дефиниций воспитания? Найдите правильный ответ.
- Наличие дефиниций позволяет отличать воспитание в теоретическом смысле от употребления аналогичного термина в бытовой речи.
- Обилие дефиниций придает педагогике статус развитой теоретической науки.
- Бытовое употребление понятия «воспитание» неточно передает смысл последнего и не может быть использовано для построения научно теории.
- Воспитание – понятие настолько широкое и общее, что без специальных уточнений невозможно понять, о каком, собственно, воспитании идет речь.
- Правильного ответа нет.
- V. Что называется обучением? Выберите правильный ответ. Докажите ошибочность одного-двух приведенных ответов.
- Обучение – это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.
- Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.
- Обучение – процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни.
- Обучение – это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательно и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.
- Обучение – это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений, навыков.
- VI. Укажите, в какую группу включены науки, входящие в систему педагогических.
- Дидактика, психология, история, философия, школоведение, теория воспитания, школьная гигиена, сравнительная педагогика.
- Общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, методики изучения отдельных предметов, специальная педагогика, история педагогики.
- Педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы, педагогика высшей школы, педагогика профессионально-технического образования.
- Общая педагогика, этика эстетика, возрастная физиология, дошкольная педагогика, школоведение, история школы.
Задание 2
Воспитание есть категория общая и вечная. Означает ли это, что существует воспитание, годное для всех времен и народов? Естественно, нет. Но вместе с тем каждая новая социально-экономическая формация возникает на обломках старой; есть историческая преемственность достигнутого уровня культуры. Это означает, что существуют и некоторые общие признаки воспитания, которые характерны для всех социально-экономических формаций и проявляются на всем протяжении его исторического развития. Какие из них вы могли бы указать?
Для облегчения поиска правильного ответа приводятся опорные утверждения. Размышляйте доказательно, чтобы эти утверждения не сбили вас с толку.
- Таких общих черт нет, потому что для каждого общественного строя характерны свои цели, формы и методы воспитания.
- Все, чем характеризуется воспитание, а именно наличие целей, передача накопленного опыта, организация воспитания, соответствие его уровню производительных сил и производственных отношений, одинаково для всех общественно-экономических формаций.
- Общее для всех исторических типов воспитания – забота о всестороннем развитии личности.
- При любой формации воспитание передает подрастающему поколению определенную сумму знаний, общечеловеческого опыта, готовит к определенной роли в общественно-производственной жизни, формирует поведение.
- Производя материальные блага, люди тем самым производят и воспроизводят весь уклад своей жизни; в производстве формируется сам человек как социальное существо.
- При всех принципиальных различиях в целях, формах воспитательной деятельности этой деятельности свойственна сознательная цель: сформировать личность определенного типа, выработать у нее желаемые качества (моральные, умственные, эстетические и др.).
Задание 3
Поразмышляйте над нижеприведенными высказываниями. Какие из них вам кажутся наиболее убедительными и почему?
- Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества.
К. Д. Ушинский
- Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом, - в этом корень учительского дела.
Л. Н. Толстой
- Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде известных идей, т.е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика.
П. П. Блонский
- Педагогическая теория – абстракция. Её практическое применение – всегда высокое искусство.
И. П. Подласый.