План
1. Предмет возрастной физиологии
2. Предмет и задачи школьной гигиены.
3. Значение изучаемого предмета
4. История развития возрастной физиологии в Узбекистане.
5. Государственная политика в области здравоохранения
Ключевые слова
Физиология, возрастная физиология, гигиена, школьная гигиена, программа “Соглом авлод учун”.
Литература
- Закон “Об образовании” Республики Узбекистан, 1997 г.
- Постановление Кабинета Министров Руз. “О государственной программе “здоровое поколение””, от 01.03.2000г.
- Хрипкова А. Г. , Антропова м. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
- Иргашев А. С. Возрастная физиология. Ташкент, 1989.
- Фарбер Д. А., Корниенко, Сонькин В. Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990. – 64 с.
Вопросы к практическому занятию
- Что изучает возрастная физиология?
- Что изучает гигиена?
- Какие ученые Узбекистана внесли вклад в развитие физиологии и гигиены?
- Назовите направления программы “ Соглом авлод учун” (1993г.)
- Каково значение возрастной физиологии для педагогики и психологии?
Предмет возрастной физиологии
Физиология- наука о функциях, т.е. деятельности органов, их систем и организма в целом. Она изучает законы, лежащие в основе жизненных процессов организма, (слово “ физиология” с греческого природа и учение, наука.).
Физиология- наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, прорекающих в нем, и механизмах его деятельности.
В настоящее время физиология - одна из ветвей биологии, науки, изучающей общие закономерности органического мира. Великий физиолог И.П. Павлов видел задачу физиологии в отыскании способов управления функциями организма и восстановления нарушенных функций органов. Иначе говоря, физиология дает основу для предупреждения заболевания указывает пути восстановления функций пораженных органов правильного подхода к растущему и развивающемуся организму, что особенно важно в педагогической работе.
Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии.
Она изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза (греческой существо, особь; развитие, происхождение; индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворения яйцеклетки до смерти), функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.
Предмет и задачи школьной гигиены
Гигиена- наука о сохранении и укреплении здоровья, наука о влиянии условий жизни на здоровье человека. Она разрабатывает мероприятия, направленные на предупреждение условий, неблагоприятных для человека, и создание таких, которые обеспечивают сохранение здоровья.
Слово “гигиена” происходит от греческого – целебный, приносящий здоровье.
Школьная гигиена- наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой, с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.
Гигиена детей и подростков вооружает педагогику научно обоснованными гигиеническими рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса, режиму дня и отдыха учащихся, питанию детей, оборудованию, планировке и благоустройству детских учреждений. Основные положения школьной гигиены используются также при санитарно-техническом оснащении детских учреждений - устройстве отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции и освещения.
В решении задач гармонического развития учащихся и укреплении их здоровья существенно важно не только обеспечить соответствие условий, режима обучения анатомо-физиологическим особенностям детей, но и активное целенаправленное влияние на рост и развитие, повышение работоспособности и функциональных возможностей организма, расширение границ его адаптационных возможностей.
Значение изучаемого предмета
Необходимость для педагогов и воспитателей знаний возрастных особенностей функционирования организма ребенка неоднократно подчеркивалась учеными.
Первое, что должен знать педагог- это строение и жизнь человеческого тела и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка.
Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Знание физиологии ребенка необходимо при физическом воспитании для определения эффективных методов обучения двигательным действиям на уроках физической культуры, для разработки методов формирования двигательных навыков, развития двигательных качеств, для определения содержания физкультурно-оздоровительной работы в школе.
Важное значение возрастая физиология имеет для понимания возрастных особенностей психологии ребенка. Объективное изучение функций мозга детей разного возраста поваляет выявить механизмы, определяющие специфику осуществления психических и психофизических функций на разных этапах развития детского организма, установить этапы, наиболее чувствительные к корригирующим педагогическим воздействиям, направленным на развитие таких важных для педагогического процесса функций, как восприятие информации, внимание, познавательные потребности. Учителя, знающие анатомию и физиологию ребенка, могут своевременно заметить ненормальность в быстрорастущем организме и через врача предупредить неправильный рост, нарушение осанки, плоскостопие, ухудшение зрения и т.д., правильно организовывать утреннюю гимнастику, спортивные занятия и необходимый трудовой процесс.
Знание физиологии и гигиены ребенка помогает в изучении психологии детей, решение вопросов педагогики, методики обучения различным дисциплинам, в организации бытовых условий детей - их сна и отдыха.
Задача объединенного курса “ Возрастная физиология и гигиена” состоит в том, чтобы вооружить студентов, будущих учителей- воспитателей, современными сведениями о возрастных особенностях развивающегося организма, знаниями закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников, поддержания их высокой работоспособности при различных видах учебной деятельности.
История развития возрастной физиологии в Узбекистане
В изучение возрастной физиологии и гигиены большой вклад внесли наши соотечественники, так Абу Бакр ИБН Ахавай Бухорий живущий во второй половине 10 века в пособие “ Хидоят” дал информацию о многих заболеваниях встречающихся в детском возрасте и о лекарственных препаратах их лечения. Живущий в тот же период Абу Сахл Масих Журжоний в книге “Ал-киме” широко осветил многие вопросы медицины, в том числе лечение детей.
Ученый энциклопедист Абу Райхон Беруний внес большой вклад в развитие медицинской науки своей книгой “Сайдана”, приведя сведения о более чем тысячи лекарственных средствах, получаемых из растительных и животных продуктов.
Всемирно известный ученый и просветитель Абу Али ибн Сино оставил большое научное наследие в нескольких томах “Тиб конунлари”, в которых освещены вопросы анатомии, физиологии человека и гигиены, а также охарактеризованы внутренние и заразные болезни, травмы и многие другие вопросы. Эти пять томов стали настольными книгами многих врачей всего мира.
Жившие в XII веке Исмоил Журжоний, Нажибуддшт Самаркандий и в XVI веке Султан Али Табиб Хоросоний внесли большой вклад в развитие медицинской науки.
Чрезвычайно велика роль А.Ю. Юнусова (1910-1971гг.) в развитии физиологической науки в Узбекистане в том числе возрастной. Его многогранные исследования были посвящены проблемам адаптации к условиям жаркого климата, водно-солевого и энергетического обмена, в том числе у детей.
А.Ю. Юнусову принадлежит ряд научных трудов по влиянию высокой температуры на функции кроветворных, водно-солевых, энергетических, пищеварительных функций организма.
Особое внимание он уделял вопросам преподавания физиологии в школах медицинских и педагогических ВУЗах. А. Юнусов - автор первого учебника для педагогических ВУЗов “Физиология человека”. Он создал “Физиологический словарь”. Под его руководством была создана физиологическая школа республики. В их числе профессор 3.Т.Турсунов, профессор М.Г.Мирзакаримова, профессор Х.Ш.Хайруддинов, профессор К.Р.Рахимов, профессор Э.И.Махмудов, профессор У.З.Кадыров, профессор Р.А.Ахмедов, профессор Д.Д.Шарипова, доцент Н.К.Кадырова и многие другие. Последователи А. Юнусова проводили всесторонние исследования в области физиологии в том числе возрастной в институте физиологии и на кафедрах физиологии медицинского и педагогического ВУЗов.
Государственная политика в области здравоохранения
Узбекистан, идущий по пути создания правового демократического общества, уже в первые годы своей независимости одной из своих приоритетных задач наметил воспитание здорового поколения. Вопрос воспитания совершенного поколения поднят на уровень государственной политики. Ибо будущее страны в руках здорового поколения.
Объявление 2000 года - годом здорового поколения является логическим продолжением благородных дел, проводимых в нашей стране с первого года принятия независимости.
В жизни современного Узбекистана идет кардинальное преобразование образовательно-воспитательной системы, которую необходимо поднять на уровень требований нового времени. Одна из центральных задач - охрана здоровья подрастающего поколения, так как именно в детстве формируется физическое и психическое здоровье человека.
Первый орден нашей независимой Родины был назван “ Соглом авлод учун”, принят 4 марта 1993г.
В апреле 1993 года был создан фонд “ Соглом авлод учун” (За здоровое поколение). 3 декабря 1993 года 589-м постановлением Кабинета Министров была принята комплексная программа мероприятий по оздоровлению подрастающего поколения.
11 февраля 1994 г. Приказом 2/2 Министр народного образования определил задачи работников народного образования по реализации этой программы.
Здоровье - функционирование организма в пределах физиологической нормы. Различают физическое, психическое и духовное здоровье. Основными направлениями данной программы являются:
1. Каждый работник сферы народного образования должен обладать определенным минимумом медицинских и гигиенических знаний.
2. Каждый работник сферы народного образования должен знать государственный стандарт образования по своему предмету и гигиенические нормы обучения и воспитания.
3. Формирование здорового образа жизни, основными компонентами которого являются:
- Активный двигательный режим, включающий закаливание, занятия физкультурой и спортом;
- Гигиена питания, труда, отдыха; соблюдение режима дня.
- Соблюдение личной и общественной гигиены.
- Охрана окружающей природы (экология и здоровье).
- Предупреждение вредных привычек.
- Правильное половое воспитание
- Соблюдение требований психогигиены.
4. Осуществление гигиенического воспитания подрастающего поколения:
- дать знание о строении и функциях организма
- вырабатывать умения и навыки о сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, с тем, чтобы трансформировать их в полезные и положительные привычки.
5. Широкая пропаганда мероприятий программы “Соглом авлод учун”
6. Консолидация усилий всех воспитывающих сил по реализациипрограммы “Соглом авлод учун” (образовательных организациях - это объединение усилий педагогов, медицинских работников, родителей В масштабах республики- Министерство народного образования, здравоохранения, соцобеспечения, комитет по физ. Культуре и спорту, различные фонды “Женщина и здоровье”, “ Соглом авлод учун”)
Основными направлениями программы “ Соглом авлод” являются (принята 15 февраля 2000 года №45 Постановление Кабинета Министров
- Совершенствование условий для формирования, здоровой семьи и развития высокого духовно- нравственной атмосферы в семье
- Усиление внимания и заботы государства, общества и семьи, рождению здорового поколения.
- Улучшение условий для укрепления здоровья, образования и гармоничного воспитания детей
- Повышение социально экономического статуса и роли женщин в семье и обществе.
- Создание и развитие системы всеобщего обучения по вопросам полноценной ответственности родителей, рождения и воспитания здорового поколения.
- Формирование в общественном сознании психологии высокой ответственности за рождение и воспитание полноценного и гармонично развитого и здорового поколения.
2008 год – «Год молодежи»
2008 год в Узбекистане был объявлен «Годом молодежи». В связи с этим государственные и негосударственные организации разработали комплекс мер, в том числе и охватывающих проблемы охраны здоровья подрастающего поколения.
В этой связи особое место занимает поддержка детей-инвалидов, включенная в программу «Соглом авлод учун» на период с 2007 по 2010 годы.
«Создание в г. Ташкенте, за счет перераспределения имеющегося коечного фонда домов “Мурувват” и “Саховат”, дома «Мурувват» для инвалидов юношеского возраста (с 18 лет) - бывших воспитанников детских домов «Мурувват», имеющих положительную динамику в интеллектуальном развитии: в 2007 году - на 20 мест; в 2008 году - на 40 мест; в 2009 году - на 60 мест; в 2010 году - на 60 мест.»