Лекция 4. Гигиена учебно-воспитательного процесса, возрастные особенности высшей нервной деятельности

План

1.  Особенности высшей нервной деятельности.

2.Отличия условных от безусловных рефлексов.

3. Качественные особенности   высшей  нервной деятельности человека.

4.Типы высшей нервной деятельности.

5.Классификация типов высшей нервной деятельности.

6.Типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка.

7.  Понятие об утомляемости и переутомляемости.

8.Работоспособность детей и подростков.

9.  Психогигиена.

10.Профилактика неврозов.

Ключевые слова

Безусловные и условные рефлексы, высшая нервная деятельность, типы высшей нервной деятельности, сигнальные системы, психогигиена, невроз, депривация, фобии, работоспособность, врабатывание.

Литература

  1. Хрипкова А. Г. , Антропова м. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школоная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
  2. Иргашев А. С. Возрастная физиология. Ташкент, 1989.
  3. Фарбер Д. А., Корниенко, Сонькин В. Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990. – 64 с.
  4. Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 2-е изд, испр. – М.: Дрофа, 2000. 216 с.
  5. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ пед. вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 456
  6. Чумаков Б. Н. основы здорового образа жизни. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России., 2004. – 416 с.

Вопросы к практическому занятию

1.Назовите возрастные особенности условных рефлексов.

2.В чем отличие условных от безусловных рефлексов?

3. Значение динамического стереотипа.

4.Дайте    характеристику    типов    высшей    нервной деятельности.

5.Свойства нервных процессов

6. Что такое психогигиена?

7. Что такое невроз?

8. Работоспособность, назовите фазы работоспособности.

9.Что такое депривация?

10.Дидактические неврозы.


Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности

Совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и близлежащих к ней подкорковых образований, обеспечивающую взаимодействие целостного организма с внешней средой, называют- высшей нервной деятельностью (ВЛ.Д).

В учении о высшей нервной деятельности вскрыты физиологические механизмы сложнейших процессов отражения человеком внешнего объективного мира. И.М. Сеченов и И.П. Павлов являются основоположниками рефлекторной теории. И.П. Павлов развил рефлекторную теорию и создал учение о высшей нервной деятельности. Ему удалось открыть нервный механизм, обеспечивающий сложные формы реагирования человека и высших животных на воздействие внешней среды. Этим механизмом является -условный рефлекс.

Высшая нервная деятельность отличает человека от всего животного тем, что она позволяет осуществить взаимосвязь человека с окружающими и формировать различные типы взаимоотношений. К В.Д.Н относятся типы высшей нервной деятельности и речь.

Условные и безусловные рефлексы

Организм рождается с определенным фондом безусловных рефлексов. Они обеспечивают ему поддержание жизнедеятельности в относительно постоянных условиях существования. К ним относятся безусловные рефлексы: пищевые (жевание, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.), оборонительные ( одергивание руки от горячего предмета, кашель, чихание, мигание при попадании струи воздуха в глаз и др.), половые рефлексы (рефлексы, связанные с осуществление полового акта, вскармливание и уход за потомством), рефлексы терморегуляционные, дыхательные сердечные, сосудистые, поддерживающие постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) и др.

Условные рефлексы обеспечивают более совершенные приспособления организма к меняющимся условиям жизни.

Отличие условных рефлексов от безусловных.

Безусловные врожденные рефлексы- организма сформировались и закрепились в процессе эволюции и передаются по наследству. Условные рефлексы возникают, закрепляются, угасают в течении жизни и являются индивидуальными. Безусловные рефлексы не требуют специальных условий для своего возникновения, они обязательно возникают, если на определенные рецепторы воздействуют раздражители. Условные рефлексы для своего образования требуют специальных условий, они могут образовываться на любые раздражители (оптимальной силы и длительности) с любого рецептивного поля. Безусловные рефлексы относительно постоянны, стойки, неизменные и сохраняются в течении всей жизни. Условные рефлексы изменчивы и более подвижны.

Безусловные рефлексы могут осуществляться на уровне спинного мозга и мозгового ствола. Условные рефлексы могут образовываться на любые воспринимаемые организмом сигналы и являются преимущественно функцией коры больших полушарий, реализуемой с участием подкорковых структур.

Безусловные рефлексы могут обеспечивать существование организма только на самом раннем  этапе  жизни. Приспособление организма к постоянно меняющимся условиям среды обеспечивается вырабатывающимися в течении всей жизни условными рефлексами. Условные рефлексы изменчивы. В процессе жизни одни условные рефлексы, утрачивают свое значение, угасают, другие вырабатываются.

Таким образом, отличием условных от безусловных рефлексов заключается в том, что безусловные рефлексы - врожденные, число их ограниченно, они не исчезают на протяжении жизни и самое главное не исчезают при разрушении коры головного мозга.

Условные рефлексы являются приобретенными, число их бесконечно, они могут появляться и исчезать, проявляются только при подкреплении самое безусловными, а главное - условные рефлексы исчезают при повреждении коры головного мозга.

Опыт И.П. Павлова на собаках (свет, звук-колокольчик, баллончик: раздражители). Сколько таких раздражителей запомнит собака?

Качественные особенности высшей нервной деятельности человека

Высшая нервная деятельность у человека, так же как и у животных носит рефлекторный характер. И у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или развивается внутренне торможение.

Общим и для животных, и для человека является анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, составляющих первую сигнальную систему. (Способность коры разделять, вычленять и различать отдельные раздражения, их дифференцировать, и есть проявление аналитической деятельности коры головного мозга).

С аналитической деятельностью коры больших полушарий тесно связана ее синтетическая деятельность, которая проявляется в объединении обобщении, возбуждения, возникшего в различных ее участках воздействия различных раздражителей.

Следовательно нервная деятельность человека имеет свои качественные особенности, которые ставят его над всем живым миром.

Коллективная трудовая деятельность людей способствовала возникновению и развитию членораздельной речи, которая внесла новое в деятельность больших полушарий головного мозга. Только человеку свойственно высокоразвитое сознание, отвлеченное мышление. У человека в процессе его развития появилась “чрезвычайная прибавка” к механизмам работы мозга. Это вторая сигнальная система действительности. У ребенка появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй системы в виде слов, произносимых, слышимых и читаемых. Слово, речевые сигналы могут не только заменять непосредственные сигналы, но и обобщить их, выделять отдельные признаки предметов и явлений, устанавливать их связи.

Возникновение второй сигнальной системы внесло новый принцип в деятельность больших полушарий мозга человека. И.П. Павлов писал, что если наши ощущения и представления, относящиеся к окружающему миру, если для нас первые сигналы действительности, конкретные сигналы, то сигналы, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, “ сигналы сигналов”. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и   составляет   наше   специально   человеческое   мышление. Развитие словесной сигнализации сделало возможным обобщение и отвлечение, что находит свое выражение в понятиях.

Вторая сигнальная система социально обусловлена. Вне общества, без общения с другими людьми она не развивается.

Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга, они функционируют совместно. Высшая нервная деятельность человека в этом смысле едина.

Типы высшей нервной деятельности

Условно-рефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют - типом высшей нервной деятельности.

Свойства нервных процессов. И.П. Павлов на основе многолетнего изучения особенностей образования и протекания условных рефлексов у животных выделили 4 основных типа высшей нервной деятельности. В основу деления на типы он положил три основных показателя: 1) силу процессов возбуждения и торможения, 2) уравновешенность, т.е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения, 3) подвижность процессов возбуждения и торможения, т.е. скорость с которой возбуждение может сменяться торможением и наоборот.

Классификация типов высшей нервной деятельности

На основе проявления этих трех показателей И.П. Павлов выделил:

1) Тип сильный, но неуравновешенный, с преобладанием возбуждения   над   торможением    (“безудержный   тип”) - холерик;

2) Тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов (“живой, подвижный тип”) - сангвиник,

3)  Тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов (“спокойный”, малоподвижный, инертный тип) С.П.У. -флегматик,

4)Тип слабый с быстрой истощаемостью нервных клеток, приводящей к потере работоспособности - меланхолик.

И.П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности, обнаруженные на животных, совпадают с четырьмя темпераментами установленными у людей греческим врачом Гиппократом, жившим в IV веке до н.э. Слабый тип - соответствует меланхоличному темпераменту (мало желчи); сильный неуравновешенный тип - ьхолерическому темпераменту ( много желчи) сильный, подвижный, уравновешенный соответствует сангвиническому темпераменту ( много крови); сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов- флегматическому темпераменту (много жидкости).

В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И.П. Павлов наряду с четырьмя общими для человека и животными типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности.

1) Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление.

2) Мыслительный тип. Это люди с преобладанием второй сигнальной  системы,  “мыслители”,  с  выраженной способностью к абстрактному мышлению.

3) Большинство людей относятся к среднему типу с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойственно как образные впечатления, так и умозрительные заключения.

Пластичность типов высшей нервной деятельности.

Врожденные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания в силу пластичности нервной системы. Тип высшей нервной деятельности складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывает индивидуум в процессе жизни.

Пластичность нервной системы И.П. Павлов называл важнейшим педагогическим фактором. Сила, подвижность нервных процессов поддаются тренировке, и дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут приобрести черты, сближающие их с представителями уравновешенного типа. Длительное перенапряжение тормозного процесса у детей слабого типа может привести к “срыву” высшей нервной деятельности, возникновению неврозов. Такие дети с трудом привыкают к новому режиму работу и нуждаются в специальном внимании.

Типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка.

Формирование индивидуально-типологических особенностей в процессе онтогенеза определяется постепенностью созревания высших нервных центров. В процессе  развития ребенка  происходит  изменение взаимоотношений коры больших полушарий и подкорковых структур. Это обусловливает особенности возбудительного и тормозного процессов в детством возрасте, а следовательно, и специфику проявления типологических особенностей.

Н.И. Красногорский, изучая высшую нервную деятельность ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношений коры и подкорковых образований, соотношения между сигнальными системами, выделили 4 типа нервной деятельности в детском возрасте.

Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый тип. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловно-рефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.

Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.

Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у этих детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети этого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у детей этого типа быстрая с отдельными выкрикиваниями.

Слабый тип с повышенной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легко тормозимый тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильных выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменения. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражителей, легко утомляются.

Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания. Эффективность педагогических воздействий во многом определяется индивидуальным подходом к учащимся, учитывающим их типологические особенности. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогического воздействия, корригирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте. И.П. Павлов считал пластичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспитывать, тренировать и переделывать характер людей.

Гигиена учебно-воспитательного процесса

Умственная работа человека является результатом деятельности коры больших полушарий. Поэтому гигиеническую основу учебно-воспитательного процесса должно составлять предупреждение утомления и переутомления.

Учебная работа учеников прежде всего отражается на нервной системе, через которую определенная нагрузка передается на мышечную и другие системы организма. Действие этой нагрузки сказывается прежде всего в нарушении согласованной работы систем организма и связи организма с внешней средой. Процесс нарушения связи коры головного мозга с внешней средой физиологи определяют как утомление, понимая под последним временное снижение работоспособности клеток мозговой ткани, а также организма в целом. Развитие утомления связано с изменениями, происходящими в центральной нервной системе, нарушениями проведения нервных импульсов в синапсах.

Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки.

Неинтересная работа быстрее вызывает наступление переутомления.

Следовательно, утомление-это физиологический процесс, лишь временно нарушающий деятельность мозговых клеток. С физиологической точки зрения утомление является конечной степенью торможения, которое охватывает вначале только кору головного мозга, а затем распространяется на более низшие отделы нервной системы, ослабляя человеческий организм.

Если наступающее утомление не сменяется отдыхом, необходимым для восстановления нормального состояния клеток, то оно переходит в переутомление.

Переутомление весьма болезненно для организма, т.к. связано с превышением функциональной возможности клеток. Переутомление организма проявляется в расстройстве сна, потери аппетита, головных болях, безразличии к происходящим событиям, снижении памяти и внимания. Резко сниженная при этом умственная работоспособность организма отражается на успеваемости детей. Длительное переутомление ослабляет сопротивляемость организма к различным неблагоприятным влияниям, в том числе и к заболеваниям.

Переутомление у детей и подростков может возникнуть как следствие чрезмерной или неправильно организованной учебой и внеклассной работы, сокращения продолжительности сна, отдыха на открытом воздухе, нерационального питания.

Работоспособность

Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным выполнением различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности.  Умственная и  мышечная (физическая) работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей.

Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других признаков, отражающих развитие организма.

Фазы работоспособности. Во всякую работу, в том числе и умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работу или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни качественных и количественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно.

Спустя некоторое время начинает развивается утомление и проявляется ее третья фаза - снижение работоспособности. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению.

Развивающееся утомление- естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей детей.

Психогигиена

Означает сохранение и укрепление в процессе учебно-воспитательного процесса психического здоровья у детей и подростков, предупреждение неврозов.

Неврозы - временное нарушение нормальной деятельности нервной системы возбудительного или тормозительного характера.

Причинами осуществления психогигиены являются:

Акцентуация одной или нескольких характереологических черт ребенка (преобладание возбудительного или тормозного характера). Эта особенность требует реализации основного педагогического принципа-индивидуализации и диференции подхода к процессу обучения и воспитания.

Вербальные воздействия физического, психического и морального характера.

Фобии - страх, тревога.

Дидактогенные неврозы- возникающие по вине воспитателя, учителя, руководителя.

Депривация или депривированность- голод общения, внимания.

Соблюдение режима дня и его основных принципов.

Принципы режима дня:

Гигиенически обоснованное чередование различных видов деятельности по принципу “ не повреди”.

Своевременное чередование умственных нагрузок с физическими.

Максимальное пребывание в активном двигательное режиме на отрытом воздухе.

Полноценное, правильное, калорийное, витаминизированное, своевременное, калорийное питание.

Гигиенически полноценный сон.

Учет динамики работоспособности ребенка. Динамика работоспособности должна учитываться при составлении режима дня и учебного расписания.

Различают легкие, средней тяжести и трудные уроки.

К легким урокам относятся уроки, не требующие больших затрат нервной энергии, эмоционально насыщенные и сопровождающиеся высокой двигательной активностью - труд, музыка, рисование, физкультура.

Средней трудности- предметы общеполитического цикла, гуманитарные, языки, частично биология, зоология, химия.

К трудным предметам- математика, физика, черчение.

В течение учебного дня умственная работоспособность школьников нарастает от первого ко второму- третьему уроку (период врабатывания и оптимум работоспособности). С третьего урока у младших школьников и с четвертого у старших работоспособность      начинает      снижаться.

Аналогичная динамика умственной работоспособности наблюдается и в течение учебной недели. Если принять нормальную работоспособность за 100 %, то в понедельник она будет равняться 98 % ( период врабатывания), во вторник 105 %, в среду 109 % ( оптимум), в четверг работоспособность снижается до 96 %, в пятницу до 95 %,   в субботу до 94 %

Педагогическая культура родителей и тесное взаимодейс­твие школы с семьей.

Закаливание, занятия физкультурой и спортом.

Учет половых, возрастных, индивидуальных, физиоло­гических и психологических особенностей.

Создание комфортных, микро- климатических условий.

Создание оптимального психологического микроклимата.

Предупреждение заболеваний.

Добавить комментарий