Лекция 9
Состояние здоровья детей и подростков
2 часа
План
- Понятие о здоровье.
- Заболевания.
- Группы заболеваний.
- Периоды.
- Иммунитет.
- Виды иммунитета.
Ключевые слова
Здоровье, заболевания, микробы, вирусы, инфекция, иммунитет, прививки
Литература
- Закон “Об образовании” Республики Узбекистан, 1997 г.
- Постановление Кабинета Министров Руз. “О государственной программе “здоровое поколение””, от 01.03.2000г.
- Хрипкова А. Г. , Антропова м. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школоная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
- Иргашев А. С. Возрастная физиология. Ташкент, 1989.
- Фарбер Д. А., Корниенко, Сонькин В. Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990. – 64 с.
- Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях./ Под ред. В. А. Поляква. – М.: Мелицина, 1990 – 120 с.
- Человек и среда его обитания. Хрестоматия / Под ред. Г. В. Лисичкина, Н. Н. Чернова. – М.: Мир. 2003. – 460 с.
- Чумаков Б. Н. основы здорового образа жизни. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России., 2004. – 416 с.
- Сибиряков С. А. Ребенок в опасности (как предупредить беду: наркоманию, пьянство, насилие, преступность…) – Спб.: Издательство, «Юридический центр Пресс», 2002 – 114 с.
Вопросы к практическому занятию
- Раскройте понятие о здоровье.
- Какие группы заболеваний Вы знаете?
- Назовите пути передачи заболеваний, периоды заболеваний
- Специфические и не специфические факторы защиты организма от инфекций.
- Антитела и антигены.
- Виды иммунитета.
- Чем отличается действие прививок от действия сывороток?
Состояние здоровья детей и подростков. Заболевания
Под здоровьем следует понимать не только отсутствие заболеваний или каких-либо функциональных отклонений организма, но и наличие высокого уровня функционирования различных систем, а также гармоничность физического вития.
Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Пока организм держится в полном равновесии со средой, пока он един с нею, самочувствие его будет самым нормальным, о таком организме говорят, что он здоров. Но здоровье и равновесие организма зависят от состояния внутренней среды, от функционирования органов и систем, составляющих организм. И стоит только нарушить функцию одного органа, как нарушается целая система, что приводит организм к болезни.
Здоровый ребенок адекватно реагирует на внешнее раздражение, т.е. на внешнюю среду. Например, в ответ на снижение температуры воздуха изменяется деятельность сердечно- сосудистой системы и дыхания; изменение освещенности рабочей поверхности стола влечет изменение стояния светопринимающего аппарата глаза и т.д. Все это приспосабливает организм к среде, и в поведении его не наблюдается нарушений, т.к. происходит указанное уравновешивание.
Следовательно, здоровый организм всегла обладает значительными резервами сил и возможностей, позволяющих сохранить уравновешенность с внешней и внутренней средой под контролем центральной нервной системы. Нарушение этой уравновешенности создает неадекватность или заболевание.
Для поддержания равновесия организма со средой имеет значение возраст, физическое развитие ребенка, его общее состояние, а также состояние и функциональная устойчивость его нервной системы.
Оценку состояния здоровья детей и подростков дают основание совокупности четырех критериев: наличие и отсутствие в момент обследования хронических заболеваний, уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.
На основании этих критериев дети и подростки распределяются на пять групп:
- группа здоровья – дети и подростки с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;
- группа – здоровые дети и подростки, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим забоеваниям;
- группа – дети и подростки, бльные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями;
- группа – дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в сотоянии субкомпенсации, со сниженными функциолнальными возможностями;
- дети этой группы здоровья не посещают детского учреждения общего профиля.
Как отмечалось выше, больезнь проявляется нарушением нормального функционирования организма человека, сопровождаясь определенными признаками или симптомами.
Различают: соматические, пограничные, инфекционные заболевания.
Соматические заболевания. От слова “coma” -- тело, сопровождающееся нарушением деятельности отдельных органов или систем, касающиеся только самого ребенка. Это могут быть заболевания физиологических систем: нервной системы, анализаторов, желез внутренней секреции, костно-мышечной системы и др. сюда же относят большую группу аллергических заболеваний, травм и несчастных случаев. От больного ребенка к здоровому эта группа заболеваний не передается.
Пограничные заболевания. Вызываются микробом, приводящим к заболеванию отдельных органов, но не передающих это заболевание здоровому ребенку (ангина, ревматизм, порок сердца и большинство заболеваний заканчивающихся на –ит (ренит, гастрит, колит, неврит и т.д.)за исключением эпидеменингита, эпидпаротита, эпидгепатита, полиомелита).
Инфекционные заболевания. Характеризуются наличием возбудителя – болезнетворного микроорганизма, приводящего к заболеванию ребенка. Общими признаками инфекционных заболеваний является возможность передачи болезнетворных микроорганизмов от больного к здоровому. Источником инфекции могут быть больные или выздоравливающие люди, Еще выделяющие микробы, а также здоровые бактерио- и вирусоносители.
Пути распространения инфекции. В способах передачи инфекций различают:
Контактый путь – это результат соприкосновения с больными или предметами, бывшими в употреблении у больного.
Воздушно-капельный – это передача микробов от источника инфекии по воздуху и с каплями (брызгами) при дыхании и кашле.
Инъекционый – это распространени инфекции через кровь.
Следующий путь – это распространение через укусы насекомых, грызунов или животных.
Каждый возбудитель инфекционного заболевания проникает в организм через определенное место. Это место получило название входных ворот инфекции.
Входными воротами инфекции являются:
- слизистые оболочки носа и дыхательных путей;
- поврежденная кожа;
- желудочно-кишечный тракт;
- половые органы.
Периоды заболеваний
Скрытый (инкубационный), длится от нескольких часов до нескольких месяцев. Этот период сменяется следующим периодом – пробромальный период – который сопровождается в основном катаральными явлениями (повышение температуры тела, чувство разбитости, головная боль, снижение аппетита, насморк и т.д.)
Следующий период – разгар заболевания, сопровождается появлением прзнаков или симптомов, характерных для данного заболевания.
Заключительный период – исход заболевания:
- выздоровление;
- летальный (смерть);
- осложнение;
- переход в хроническую форму;
- рецидив.
Проникновение в организм человека тех или болезнетворных микроорганизмов не у всех людей вызывает заболевание. У человека имеются факторы и механизмы, препятствующие развитию инфекции. Факторы защиты подразделяются на неспецифические и специфические.
К неспецифическим факторам относят кожу и слизистые оболочки, которые представляют собой барьер, задерживающий инородные тела и не допускающий их во внутреннюю среду организма. К неспецифическим факторам относятся и клетки пожиратели – фагоциты. Общие защитные факторы не обладают выраженными избирательными (специфическими) действиями на возбудителей инфекции.
Решающими факторами в борьбе с инфекциями являются специфические факторы, которые вырабатываются в организме. Они обуславливают специфическую невосприимчивость организма к той инфекции, против которой они выработаны. Эту форму защиты называют иммунитетом. Специфичность иммунитета выражается в том, что он обуславливает защиту против одной инфекции и совершенно не влияет на степень восприимчивости данного индивидуума к другим инфекциям.
Иммунный процесс – это ответ организма на определенного рода раздражение, вторжение чужеродного агента – антигена. Защищая организм от нашествия антигенов и их токсинов, кровь вырабатывает особые белковые тела-антитела и антитоксины, которые обезвреживают микробов и их токсины, вступая с ними в реакцию самого различного характера.
Различают:
общий специфический
врожденный приобретенный
естественный искусственный
активный пассивный
временный пожизненный
стойкий нестойкий
иммунитет
Общий иммунитет обеспечивается комплексным взаимодействием деятельности всех органов и систем, направленных на предупреждение заболевания, которое в основном обеспечивается деятельностью нервной, сердечно-сосудистой и лимфатической систем.
Для формирования общего иммунитета необходимо закаляться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
Специфический иммунитет формируется против конкретных инфекционных заболеваний в результате образования в крови высокоактивных биологических веществ, способных вступать в борьбу с микробами или их токсинами.
Специфический иммунитет делится на врожденный приобретенный.
Врожденный передается от матери, через кровь, с материнским молоком.
Приобретенный иммунитет возникает после перенесенных заболеваний или в результате прививок.
Естественный иммунитет вырабатывается самим организмом.
Искусственный иммунитет возникает в результате введения в организм ослабленных возбудителей или токсинов той или иной болезни. Ослабленные таким путем возбудители болезни и их яды вызывают выработку против них соответствующих защитных веществ (антител и антитоксинов). В этом случае организм активно участвует в создании невосприимчивости к той или другой болезни. Пример искусственного иммунитета являются профилактические прививки.
Пассивный иммунитет вырабатывается в результате введения сыворотки крови переболевших людей и животных т.е. чужих и готовых антител).
Временный нестойкий иммунитет возникает в результате введения чужих готовых антител, а стойкий пожизненный после перенесения заболевания, либо после прививок сделанных соответствии с календарем прививок, функционирующего в Узбекистане.