Лекция 9. Состояние здоровья детей и подростков

Лекция 9

Состояние здоровья детей и подростков

2 часа

План

  1. Понятие о здоровье.
  2. Заболевания.
  3. Группы заболеваний.
  4. Периоды.
  5. Иммунитет.
  6. Виды иммунитета.

Ключевые слова

Здоровье, заболевания, микробы, вирусы, инфекция, иммунитет, прививки

Литература

  1. Закон “Об образовании” Республики Узбекистан, 1997 г.
  2. Постановление Кабинета Министров Руз. “О государственной программе “здоровое поколение””, от 01.03.2000г.
  3. Хрипкова А. Г. , Антропова м. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школоная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
  4. Иргашев А. С. Возрастная физиология. Ташкент, 1989.
  5. Фарбер Д. А., Корниенко, Сонькин В. Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990. – 64 с.
  6. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях./ Под ред. В. А. Поляква. – М.: Мелицина, 1990 – 120 с.
  7. Человек и среда его обитания. Хрестоматия / Под ред. Г. В. Лисичкина, Н. Н. Чернова. – М.: Мир. 2003. – 460 с.
  8. Чумаков Б. Н. основы здорового образа жизни. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России., 2004. – 416 с.
  9. Сибиряков С. А. Ребенок в опасности (как предупредить беду: наркоманию, пьянство, насилие, преступность…) – Спб.: Издательство, «Юридический центр Пресс», 2002 – 114 с.

Вопросы к практическому занятию

  1. Раскройте понятие о здоровье.
  2. Какие группы заболеваний Вы знаете?
  3. Назовите пути передачи заболеваний, периоды заболеваний
  4. Специфические и не специфические факторы защиты организма от инфекций.
  5. Антитела и антигены.
  6. Виды иммунитета.
  7. Чем отличается действие прививок от действия сывороток?


Состояние здоровья детей и подростков. Заболевания

Под здоровьем следует понимать не только отсутствие заболеваний или каких-либо функциональных отклонений организма, но и наличие высокого уровня функционирования различных систем, а также гармоничность физического вития.

Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Пока организм держится в полном равновесии со средой, пока он един с нею, самочувствие его будет самым нормальным, о таком организме говорят, что он здоров. Но здоровье и равновесие организма зависят от состояния внутренней среды, от функционирования органов и систем, составляющих организм. И стоит только нарушить функцию одного органа, как нарушается целая система, что приводит организм к болезни.

Здоровый ребенок адекватно реагирует на внешнее раздражение, т.е. на внешнюю среду. Например, в ответ на снижение температуры воздуха изменяется деятельность сердечно- сосудистой системы и дыхания; изменение освещенности рабочей поверхности стола влечет изменение стояния светопринимающего аппарата глаза и т.д. Все это приспосабливает организм к среде, и в поведении его не наблюдается нарушений, т.к. происходит указанное уравновешивание.

Следовательно, здоровый организм всегла обладает значительными резервами сил и возможностей, позволяющих сохранить уравновешенность с внешней и внутренней средой под контролем центральной нервной системы. Нарушение этой уравновешенности создает неадекватность или заболевание.

Для поддержания равновесия организма со средой имеет значение возраст, физическое развитие ребенка, его общее состояние, а также состояние и функциональная устойчивость его нервной системы.

Оценку состояния здоровья детей и подростков дают основание совокупности четырех критериев: наличие и отсутствие в момент обследования хронических заболеваний, уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

На основании этих критериев дети и подростки распределяются на пять групп:

  1. группа здоровья – дети и подростки с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;
  2. группа – здоровые дети и подростки, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим забоеваниям;
  3. группа – дети и подростки, бльные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями;
  4. группа – дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в сотоянии субкомпенсации, со сниженными функциолнальными возможностями;
  5. дети этой группы здоровья не посещают детского учреждения общего профиля.

Как отмечалось выше, больезнь проявляется нарушением нормального функционирования организма человека, сопровождаясь определенными признаками или симптомами.

Различают: соматические, пограничные, инфекционные заболевания.

Соматические заболевания. От слова “coma” -- тело, сопровождающееся нарушением деятельности отдельных органов или систем, касающиеся только самого ребенка. Это могут быть заболевания физиологических систем: нервной системы, анализаторов, желез внутренней секреции, костно-мышечной системы и др. сюда же относят большую группу аллергических заболеваний, травм и несчастных случаев. От больного ребенка к здоровому эта группа заболеваний не передается.

Пограничные заболевания. Вызываются микробом, приводящим к заболеванию отдельных органов, но не передающих это заболевание здоровому ребенку (ангина, ревматизм, порок сердца и большинство заболеваний заканчивающихся на –ит (ренит, гастрит, колит, неврит и т.д.)за исключением эпидеменингита, эпидпаротита, эпидгепатита, полиомелита).

Инфекционные заболевания. Характеризуются наличием возбудителя – болезнетворного микроорганизма, приводящего к заболеванию ребенка. Общими признаками инфекционных заболеваний является возможность передачи болезнетворных микроорганизмов от больного к здоровому. Источником инфекции могут быть больные или выздоравливающие люди, Еще выделяющие микробы, а также здоровые бактерио- и вирусоносители.

Пути распространения инфекции. В способах передачи инфекций различают:

Контактый путь – это результат соприкосновения с больными или предметами, бывшими в употреблении у больного.

Воздушно-капельный – это передача микробов от источника инфекии по воздуху и с каплями (брызгами) при дыхании и кашле.

Инъекционый – это распространени инфекции через кровь.

Следующий путь – это распространение через укусы насекомых, грызунов или животных.

Каждый возбудитель инфекционного заболевания проникает в организм через определенное место. Это место получило название входных ворот инфекции.

Входными воротами инфекции являются:

- слизистые оболочки носа и дыхательных путей;

-                   поврежденная кожа;

-                   желудочно-кишечный тракт;

-                   половые органы.

Периоды заболеваний

Скрытый (инкубационный), длится от нескольких часов до нескольких месяцев. Этот период сменяется следующим периодом – пробромальный период – который сопровождается в основном катаральными явлениями (повышение температуры тела, чувство разбитости, головная боль, снижение аппетита, насморк и т.д.)

Следующий период – разгар заболевания, сопровождается появлением прзнаков или симптомов, характерных для данного заболевания.

Заключительный период – исход заболевания:

-  выздоровление;

-  летальный (смерть);

-  осложнение;

-  переход в хроническую форму;

-  рецидив.

Проникновение в организм человека тех или болезнетворных микроорганизмов не у всех людей вызывает заболевание. У человека имеются факторы и механизмы, препятствующие развитию инфекции. Факторы защиты подразделяются на неспецифические и специфические.

К неспецифическим факторам относят кожу и слизистые оболочки, которые представляют собой барьер, задерживающий инородные тела и не допускающий их во внутреннюю среду организма. К неспецифическим факторам относятся и клетки пожиратели – фагоциты. Общие защитные факторы не обладают выраженными избирательными (специфическими) действиями на возбудителей инфекции.

Решающими факторами в борьбе с инфекциями являются специфические факторы, которые вырабатываются в организме. Они обуславливают специфическую невосприимчивость организма к той инфекции, против которой они выработаны. Эту форму защиты называют иммунитетом. Специфичность иммунитета выражается в том, что он обуславливает защиту против одной инфекции и совершенно не влияет на степень восприимчивости данного индивидуума к другим инфекциям.

Иммунный процесс – это ответ организма на определенного рода раздражение, вторжение чужеродного агента – антигена. Защищая организм от нашествия антигенов и их токсинов, кровь вырабатывает особые белковые тела-антитела и антитоксины, которые обезвреживают микробов и их токсины, вступая с ними в реакцию самого различного характера.

Различают:

общий                          специфический

врожденный                 приобретенный

естественный                искусственный

активный                      пассивный

временный                   пожизненный

стойкий                        нестойкий

иммунитет

Общий иммунитет обеспечивается комплексным взаимодействием деятельности всех органов и систем, направленных на предупреждение заболевания, которое в основном обеспечивается деятельностью нервной, сердечно-сосудистой и лимфатической систем.

Для формирования общего иммунитета необходимо закаляться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.

Специфический иммунитет формируется против конкретных инфекционных заболеваний в результате образования в крови высокоактивных  биологических веществ, способных вступать в борьбу с микробами или их токсинами.

Специфический иммунитет делится на врожденный приобретенный.

Врожденный передается от матери, через кровь, с материнским молоком.

Приобретенный иммунитет возникает после перенесенных заболеваний или в результате прививок.

Естественный иммунитет вырабатывается самим организмом.

Искусственный иммунитет возникает в результате введения в организм ослабленных возбудителей или токсинов той или иной болезни. Ослабленные таким путем возбудители болезни и их яды вызывают выработку против них соответствующих защитных веществ (антител и антитоксинов). В этом случае организм активно участвует в создании невосприимчивости к той или другой болезни. Пример искусственного иммунитета являются профилактические прививки.

Пассивный иммунитет вырабатывается в результате введения сыворотки крови переболевших людей и животных т.е. чужих и готовых антител).

Временный нестойкий иммунитет возникает в результате введения чужих готовых антител, а стойкий пожизненный после перенесения заболевания, либо после прививок сделанных соответствии с календарем прививок, функционирующего в Узбекистане.

Добавить комментарий