РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОБУЧАЮЩИЕ КОМПЛЕКСЫ»
1. Введение
Важнейшим условием развития Республики Узбекистан в современных условиях является создание совершенной системы образования и подготовки кадров на основе достижений современной экономики, науки, техники и технологий. Указанная система должна обеспечить формирование нового поколения граждан страны, обладающих способностью ставить и решать задачи на перспективу, высокой общей и профессиональной культурой, творческой социальной и личностной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни. Каждый учащийся, получающий среднее специальное или профессиональное образование, должен уметь ставить цели, генерировать идеи, изыскивать решения в сложных, подчас неадекватных ситуациях. Все это определяет новые требования к качеству профессиональной подготовки, обусловленные и органично связанные с формирующимся рынком труда.
В этих условиях, особые требования предъявляются к педагогическим кадрам в профессиональных колледжах и соответственно к качеству их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В то же время, педагогическая практика показывает, что в условиях необходимости обеспечения профессиональных колледжей высокообразованными, всесторонне-развитыми педагогическими кадрами, владеющими новым содержанием учебно-программной документации для профессионального образования и новыми интенсивными педагогическими технологиями, недостаточно отработанны содержание и комплексное методическое обеспечение образования для подготовки , переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для ССПО.
Теория и практика подготовки профессионально-педагогических кадров показывает, что одним из главных условий обеспечения их качественной подготовки в системе их непрерывного образования (подготовка, повышение квалификации, переподготовка), является комплексное учебно- методическое обеспечение процесса их подготовки, то есть создание дидактических обучающих комплексов профессий (специальностей).
Курс «Дидактические обучающие комплексы» является базовым для формирования первоначальных навыков их проектирования в профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров по направлению «Профессиональное образование».
1.1. Цели и задачи предмета
Цель: изучение содержания дидактических обучающих комплексов подготовки профессионально-педагогических кадров для профессиональных колледжей в Республике Узбекистан и формирование умений их проектирования на основе компьютерных технологий.
Задачей курса является:
- знакомство с психолого-педагогическими основами разработки и использования в учебно-воспитательном процессе дидактических обучающих комплексов,
- формирование знаний об основных принципах построения моделирующих, вычислительных, обучающих и тестирующих компьютерных программ,
- профессиональная и психологическая подготовка студентов к их использованию,
- подготовка студентов к использованию информационных технологий, как средства предметной и педагогической деятельности и созданию современных средств обучения,
1.2. Требования, предъявляемые к ЗУН студентов
В процессе изучения курса студенты должны:
- Овладеть знаниями о классификации дидактических обучающих комплексов.
- Изучить требования к основным компонентам дидактических обучающих комплексов.
- Научиться разрабатывать дидактические обучающие комплексы на основе компьютерных технологий.
1.3. Связь с другими предметами
Для изучения дисциплины студентам необходимо изучить следующие дисциплины: общая педагогика, профессиональная педагогика, новые педагогические технологии, информатика, специальные дисциплины.
1.4. Современные информационные и педагогические технологии
При изучении дисциплины рекомендуется использование следующих современных педагогических технологий: проблемного, программированного и активного обучения, тренингов, самостоятельной работы студентов.
Их применение позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому студенту, на основании связывания каждого звена обучения с жизненными процессами, обеспечивать возможности перехода к новым идеям, духовно-нравственным ценностям в обучении и воспитании.
- 2. Тематический план по предмету
№ п/п | Наименование темы | Лекция | Практич. занятия |
1 | Проблема наглядности в педагогике | 2 | 2 |
2 | Понятие о дидактических обучающих комплексах | 2 | 2 |
3 | Классификация дидактических обучающих комплексов | 2 | 2 |
4 | Характеристика компонентов ДОК | 2 | |
5 | ИТ и ТСО в образовательном процессе | 2 | |
6 | Электронный ДОК | 2 | |
7 | Мультимедийная аппаратура | ||
8 | Методика организации учебной деятельности с использованием ДОК | 2 | 2 |
9 | Этапы создания системы дидактических обучающих комплексов | 2 | 2 |
ИТОГО: | 17 ч | 17 ч |
- 3. Основное содержание лекций
№
п/п |
Наименование темы | Часы | Срок | Самостоятельная работа |
1 | Проблема наглядности в педагогике | 2 | 2 | |
Обучение на основании потоков информации. Восприятие информации осуществляется с помощью зрения, слуха и других органов чувств. Доставка информации для организации действий рефлекторного аппарата учащихся (прежде всего мышечно-двигательного). Поступление информации по зрительному каналу восприятия (пропускная способность зрительного анализатора почти в 100 раз выше, чем слухового). Формирование образного мышления в процессе обучения, вызов эмоций. | ||||
2 | Понятие о дидактических обучающих комплексах | 2 | 2 | |
Определение понятий –средства обучения, дидактические обучающие комплексы. Цели разработки системы дидактических обучающих комплексов. Требования, предъявляемые к дидактическим обучающим комплексам. | ||||
3 | Классификация дидактических обучающих комплексов | 2 | 2 | |
В соответствии с традиционной классификацией исходя из дидактических функций в процессе обучения: средства обучения-средства передачи и усвоения новой информации; средства диагностики и контроля результатов обучения.
В средствах передачи и усвоения новой информации: печатные средства - демонстрационные, учебные – для учащихся, методические - для преподавателя, дополнительные; оборудование – учебное для теоретического обучения, промышленное для технологической практики в учебных мастерских; ТСО - звуковые и экранные; информационные технологии – стационарные компьютеры и телекоммуникационные технологии. |
||||
4 | Характеристика компонентов ДОК | 2 | 2 | |
Учебный план. Учебная программа. Планы – графики учебных мероприятий. Перспективно-тематический план занятия. Учебники и учебные пособия. Методические рекомендации по предмету. Первоисточники. Лабораторное оборудование Тренажеры Приспособления. ТСО Компьютеры. | ||||
5 | ИТ и ТСО в образовательном процессе | 2 | 2 | |
Понятие информатизация образования. Информационные процессы. Сбор информации. Обмен информацией Хранение информации компьютерное обучение. педагогических программных средств. | ||||
6 | Электронный ДОК | 2 | 2 | |
Комплекс средств обучения, реализованный в электронном виде. Компоненты ЭДОК, методические требования к ЭДОК. | ||||
7 | Мультимедийная аппаратура | 2 | 2 | |
Мультимедиа, как современная компьютерная технология. Компоненты мультимедийной системы текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимация. Мультимедиа-компьютеры. Мультимедийные проекционные аппараты. | ||||
8 | Методика организации учебной деятельности с использованием ДОК | 2 | 2 | |
Представление о состоянии и перспективах применения ТСО и компьютеров в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений разных типов. Рациональное использование разных видов ТСО в учебном и воспитательном процессах на основе общепедагогических и психологических требований. Разработка планы учебных и воспитательных занятий с использованием ТСО и проводить их. Использование ТСО и компьютеров для упрощения труда по сбору, обработке, сохранению и передаче информации. Подготовка презентации и микропрезентаций экранных наглядных материалов. Изготовление раздаточных материалов. Использование НИТО для развития собственных творческих способностей, удовлетворения познавательных и профессиональных потребностей. Знание правила эксплуатации технической аппаратуры, санитарно-гигиенические требования и требования пожарной безопасности и техники безопасности при использовании ТСО. | ||||
9 | Этапы создания системы дидактических обучающих комплексов | 1 | 1 | |
Анализ учебной программы дисциплины. Отбор содержания обучения. Составление паспорта кабинета. Разработка перспективно-тематических планов учебных занятий. Подготовка системы дидактических материалов. Эффективность дидактических обучающих комплексов. | ||||
ИТОГО: | 17 ч |
- 4. Темы практических занятий
№п/п | Наименование темы | Часы | Срок | Самостоятельная работа |
|
Графика. | 2 | 3 | |
Изучение ПО и ТС для создания и коррекции изображений. Создание статических изображений. | ||||
|
Звук. | 2 | 3 | |
Изучение ПО и ТС для записи голоса и аудиосопровождения. | ||||
|
Видео. | 3 | 4 | |
Изучение ПО и ТС для создания видео. Захват изображений с монитора | ||||
|
Обработка видео файлов. | 2 | 3 | |
Изучение ПО и ТС, необходимых для обработки, монтажа и компиляции видеофайлов. | ||||
|
Создание электронного учебника. | 4 | 4 | |
Изучение ПО для компиляции текста, графика, аудио, видео и флеш-анимации в исполняемый файл. | ||||
|
Создание презентации. | 2 | 3 | |
Компиляция текста, графики, аудио, видео и флеш-анимации в исполняемый файл. | ||||
|
Создание электронных тестов. | 2 | 4 | |
Изучение ПО и ТС, необходимых для создания тестов и сбора данных о результатах тестирования. | ||||
ИТОГО: | 17 ч | 24 ч |
- 5. Тематика курсовых проектов
Не предусмотрено в учебном плане
- 6. Вопросы итогового рейтингового контроля
- Какую роль играют потоки информации в процессе обучения?
- Какие органы чувств обеспечивают процесс восприятия новой информации обучаемыми?
- Какую роль выполняет зрительный анализатор в процессе усвоения новой информации?
- Чему равна пропускная способность каналов ухо –мозг, глаз – мозг?
- Укажите данные Юнеско о процессе запоминания информации, когда человек слушает, видит, слушает и видит информацию.
- Для чего нужны средства наглядности (обучения)?
- Укажите основную функцию средств наглядности.
- Укажите основные виды средств наглядности.
- Укажите отличия вербальных и невербальных методов обучения.
- Для чего нужны средства наглядности в учебном процессе?
- Что такое ТСО?
- Что такое Дидактические обучающие комплексы?
- Какие требования предъявляются к Дидактическим обучающим комплексам?
- Дайте характеристику компонентов ДОК
- Как классифицируются дидактические обучающие комплексы?
- Раскройте сущность и значение электронных дидактических обучающих комплексов
- Назовите виды электронных дидактических обучающих комплексов
- Что такое «средства мультимеда»?
- Значение мультимедийной аппаратуры?
- Психофизиологические основы переработки информации человеком.
- Информатизация образования.
- Понятие информации. Характеристика информационных процессов.
- Классификация технических средств обучения.
- Технические средства обучения. Функции ТСО.
- Дидактические принципы технических средств обучения и воспитания.
- Дидактические возможности технических средств обучения и воспитания.
- Аудио – визуальная информация и формы ее представления.
- Аудио-учебно информационные материалы
- Аппаратура статической проекции.
- Аппаратура динамической проекции.
- Применение звукозаписи в учебном процессе.
- Аудиальная аппаратура.
- Видео-учебно информационные материалы.
- Телевизионная аппаратура.
- Световая статическая проекция. Диапроекция.
- Световая статическая проекция. Эпипроекция.
- Проекция и ее виды.
- Световая статическая проекция. Графопроектор.
- Применение компьютера в учебно-воспитательном процессе.
- Вспомогательные технические средства обучения.
- Обучающая программа и ее разновидности.
- Оценка обучающих программ.
- Уровни проектирования обучающих программ.
- 7. Самостоятельная работа
- Восприятие учебной информации
- Психологические особенности использования ТСО
- Компьютер как современное техническое средство обработки информации
- Устройство и принципы действия компьютера
- Экранные средства обучения и воспитания
- Методика применения статичных экранных пособии
- Гигиенические нормы и требования безопасности при работе с техническими средствами в образовательных учреждениях
- Дидактические основы использования технических средств бучения и воспитания
- Дидактические функции средств обучения
- Комплексное использование традиционных технических средств обучения
- Подготовка учителя к использованию технических средств обучения в учебно-воспитательном процессе
- Электронный учебник
- Гипертекст
- Когнитивная графика
- Информационные объекты
- 8. Критерии, разбалловка и порядок оценки знаний
Вид контроля | Баллы |
Текущий | |
ЖН-I | 20 |
ЖН-II | 20 |
Рейтинговый | |
ОН-I | 15 |
ОН-II | 15 |
Итоговый | |
ЯН | 30 |
Итого: | 100 |
56-70 баллов – “3”
71-85 баллов – “4”
86-100 баллов – “5”
I-ЖН max 20 баллов:
студент посетил минимум 7 занятий,
имеется конспект лекций,
на практических занятиях выполняет тестовые задания,
выполняет лабораторные работы.
знает основные понятия и определения изученных тем.
II-ЖН max 20 баллов:
студент посетил минимум 7 занятий,
имеется конспект лекций,
на практических занятиях выполняет тестовые задания,
выполняет лабораторные работы.
знает основные понятия и определения изученных тем.
OН max 15 баллов:
Студент при ответе на вопросы использует не только информацию, полученную во время лекционных занятий. В своих ответах приводит дополнительные факты, почерпнутые из учебной литературы. Ответы иллюстрируются примерами. Ответы абсолютно верные и полные, охватывающие все аспекты рассматриваемого предмета.
Текущий контроль
40 баллов |
Промежуточный рейтинговый контроль
30 баллов |
Итоговый рейтинговый контроль
30 баллов |
|||
Текущая работа - участие в опросах на семинарах – 10 баллов - тестирование – 10 баллов - ведение конспекта – 10 баллов |
30
|
I-ОН 3 вопроса по 5 баллов
II-ОН 3 вопроса по 5 баллов |
15
15 |
ЯН 6 вопросов по 5 баллов
|
30 |
Самостоятельная работа*
|
10 |
* выбирается один из перечисленных видов работы, объем выполняемой работы и срок сдачи, обсуждаются с преподавателем.
- 9. Информационно-методическое обеспечение
- Национальная программа по подготовке кадров// «Учитель Узбекистана», 1997, 15 октября.
- Бабанский Ю.К. Дидактические проблемы совершенствования учебных комплексов // Пробл. школьн. учебн. Вып. 8. -М.: Просвещение, 1999.
- Волкова С.Р. Проектирование УМК подготовки педагогических кадров // Состояние и перспективы развития непрерывного образования в Казахстане" Международная научно- практическая конференция. -Алма-Аты: Индустриально- педагогическая академия, 2005, 22-23 апреля.
- Волкова С.Р. Совершенствование учебно-методических комплексов обучения профессии. –Т.: ИПК и ПККССПО, 2006.-68с.
- Компьютерная поддержка взаимодействия спец. психолога и педагога. О.И. Кукушина Институт коррекционной педагогики ТФ /статья //Дефектология 2002 №2
- 9.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. 6-е изд. Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000г.
- Бальцюк Н.Б. и другие Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе.
- Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М., 2000.
- 10. Средства обеспечения изучения предмета
Неделя | № темы |
Наименование вопросов, изучаемых на лекции |
семинары | Наглядные пособие | Самостоятельная работа студента | |
Часы | Литера
тура |
|||||
1 | 1 | Проблема наглядности в педагогике | 4 | Образцы ДОК | 1:3-12
2:5-10 |
|
2 | 2 | Понятие о дидактических обучающих комплексах | 4 | Образцы ДОК | 12:11-13
3:22-26 |
|
3 | 3 | Классификация дидактических обучающих комплексов | 4 | Таблица ДОК | 4:15-17
3:30-34 |
|
4 | 4 | Характеристика компонентов ДОК | 4 | Таблица ДОК | 5:20-24
7:34-36 |
|
5 | 5 | ИТ и ТСО в образовательном процессе | 4 | Образцы работ с использованием компьютера | 9:25-27
10:37-39 |
|
6 | 6 | Электронный ДОК | 4 | Образцы работ с использованием компьютера | 11:40-42
3:39-41 |
|
7 | 7 | Мультимедийная аппаратура | 4 | Образцы работ с использованием компьютера | 4:50-53
6:42-44 |
|
8 | 8 | Методика организации учебной деятельности с использованием ДОК | 4 | Образцы работ с использованием компьютера | 7:60-65
8:50-54 |
|
9 | 9 | Этапы создания системы дидактических обучающих комплексов. | 4 | Образцы работ с использованием компьютера | 9:67-68
7:55-60 |
11. Материально-техническое обеспечение
- Тестовый центр.
- Мультимедийные аудитории (754, 954)