РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине “Педагогика”
1. Введение
С рождения человек осознает, что наука и воспитательные качества являются самыми необходимыми условиями и средствами жизни, существования. Поэтому, если считать, что у человечества с ранних этапов развития общества, родилась потребность в специалистах, занимающихся воспитательным процессом, то воспитание будет только односторонне. Если же сказать, что воспитывать нужно только молодежь или, что воспитатель воспитывает всех вокруг себя, то воспитание будет рассмотрено еще более узко. Воспитание, прежде всего, направлено на каждую личность, при этом оно опирается на национальную идею и идеологию. Каждый человек непрерывно развивается, совершенствуется как интеллектуально, так и физически. Кто-то может не согласиться с этим, ибо не должен возникнуть вывод: значит, в таком обществе имеются недостатки, недочеты в воспитании людей среднего и старшего поколения. Материально-духовная суть и строение мира, его развитие, материальные и духовные условия жизни человека, его интеллектуальное, нравственное и физическое состояние органически связаны с его возможностями. Поэтому создание условий, обеспечивающих возможность нормальной, счастливой жизни человека в природе напрямую связано с его интеллектуально-нравственным и физическим совершенствованием.
Педагогика – наука, вооружающая людей, молодежь, специалистов современными закономерностями, сутью, методами, средствами обучения и учебного воспитания. Её методологические основы, цель задачи возникают из материально-духовного развития мира, закономерностей гармонического совершенствования личности и из современной политики государства.
1.1. Цель изучения дисциплины “Педагогика”
Проблемы, существующие в природе и обществе, заставляют человечество развиваться духовно и интеллектуально, открывают перед ним все новые и новые сокровища.
То, что воспитание направлено на саму личность, верно отмечено в выработанной Президентом Республики Узбекистан И. А. Каримовым, и претворяемой в жизнь «Национальной модели». Впервые внимание человека было направлено на осознание им собственного «я» - это, во-первых, осознание им свободного, оригинального образа и формирование в себе качеств, чтобы соответствовать ему, во-вторых, это осознание своеобразных национально-человеческих качеств, выраженных в этнических, духовно-человеческих основах, которым также необходимо соответствовать и следовать. Перечисленные два качества являются основой совершенной личности. Если проанализировать, обобщить науки в сфере воспитания качеств совершенной личности, то их, в основном, три:
- благожелательность, благонамерения;
- доброе слово, приветливость;
- доброе дело, благая деятельность.
Эти качества содержат в себе идею независимости, морально-действенный смысл нашей идеологии и главную цель образования – учебное воспитание. Эта главная цель предусматривает обеспечение людей, молодежи, специалистов современными, морально-действенными учебными, квалифицированными пособиями и создание у специалистов в каждой области знаний, навыков, высокого профессионализма, что указывает на широту основ современной педагогической науки.
1.2. Задачи изучения дисциплины “Педагогика”
Задачи учебы, обучения – это создание материально-духовных, воспитательно-дидактических условий для претворения в жизнь интеллектуально-практических возможностей каждого человека. Для граждан, молодежи это – одно из основных конституционных прав – выразить творческие способности, обеспечить развитие в интеллектуальном плане, выбрать желаемую профессию, полностью её освоить, творить в этой сфере. Из общей задачи вытекают задачи специфические, для каждого звена, вида и этапа обучения.
В результате изучения дисциплины «Педагогика», бакалавры должны получить следующие знания и умения:
- знать ведущую творческую, практическую и национальную направленность обучения и воспитания;
- иметь хорошее морально-нравственное отношение к своей специальности;
- уметь выбирать правильный методологический путь для достижения поставленной цели, самостоятельно (творчески) мыслить;
- уметь разрабатывать учебные программы и учебно-методические пособия;
- уметь применять в своей деятельности современные принципы обучения;
- уметь создавать тесты, системы рейтинга, управлять учебно-воспитательным процессом, повышать педагогическое мастерство;
- уметь применять индивидуальный подход к в обучении;
- использовать в своей деятельности педагогические знания и принципы, закономерности, иметь навыки по созданию благожелательной морально-рабочей обстановки и отношений на работе.
1.3. Связь педагогики с другими науками в соответствии с учебным планом
Педагогика органически связана в соответствии с учебным планом с общественно-гуманитарными науками. Педагогика обучает, опираясь на свою цель, задачи, предмет, объект, методологию, методы и средства. Методически, стилистически и по сути педагогика, социология, философия и политология, опираясь на национальную идею и идеологию, дополняют друг друга в вопросах взаимосвязи духовно-интеллектуального развития человека и общественных отношений, теории познания, общественного развития личности, духовно-нравственных, событийных основ общественных отношений.
Таким образом, для изучения данной дисциплины студентам необходимо предварительно изучить содержание следующих дисциплин:
- Философия
- Социология
- Политология
- Психология
- История
- Теория и практика построения демократического общества
- Идеология Национальной Независимости;
- Возрастная физиология и гигиена;
1.4. Использование современных педагогических технологий:
Новые педагогические технологии отражаются как в построении теории и практики педагогики, в средствах обучения, так и в каждой учебной науке, жизненных процессах, в общественно-экономических отношениях. Теперь новые педагогические технологии должны еще интенсивнее проникнуть в вышеуказанные процессы.
В процессе обучения дисциплине «Педагогика» применяются следующие педагогические технологии:
- Методы проблемного обучения.
- Методы активного обучения.
- Методы интерактивного обучения.
- Методы интенсивного обучения.
- Тренинговые занятия.
- Самостоятельная работа студентов.
Их применение позволяет реализовывать индивидуальный подход к каждому студенту, на основании связывания каждого звена обучения с жизненными процессами; обеспечивать возможности перехода к новым идеям, плодотворным мыслям через нахождение актуальных путей перехода к настоящим новым духовно-материальным технологиям в обучении и воспитании жизни.
- 2. Содержание предмета
№ п/п | Наименование темы | Лекция | Практич. занятия | Лабораторн. занятия |
1 | Предмет, цели и задачи педагогики | 2 | 2 | |
2 | Возможности педагогики в воспитании национальной идеи и духовности | 2 | 2 | |
3 | Основы генетического, физиологического, психологического развития личности в процессе воспитания | 2 | 2 | |
4 | Педагогический процесс и специальность, научно-исследовательские методы педагогики | 2 | 2 | |
5 | Процесс воспитания, методы воспитания | 2 | 2 | |
6 | Воспитание нравственности, морали и поведения. | 2 | 2 | |
7 | Воспитание духовности, веры и совести | 2 | ||
8 | Умственное воспитание и воспитание самостоятельного мышления | 2 | 2 | |
9 | Трудовое и профессиональное, эстетическое, физическое и экологическое воспитание | 2 | 2 | |
10 | Специфические особенности процесса обучения в подготовке специалистов. | 2 | 2 | |
11 | Содержание профессионального образования, учебные планы, программы и учебники | 2 | 2 | |
12 | Принципы и функции обучения | 2 | 2 | |
13 | Методы и средства обучения | 2 | 2 | |
14 | Современные организационные формы обучения | 2 | 2 | |
15 | Контроль качества образования и виды поощрения | 2 | 2 | |
16 | Основы социальной педагогики и педагогики управления | 2 | 2 | |
17 | Педагогическое мастерство | 2 | 2 | |
18 | История педагогических идей и концепций образования | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 36 ч | 18 ч | 18 ч |
2.1. Содержание учебных материалов
Предмет, цели и задачи педагогики (2 ч)
Педагогика как наука о воспитании; основные категории педагогики; цели и задачи педагогики; свойство педагогики как предмета, дающего знания по овладению материально-духовными основами в строительстве правового, демократического общества и формирующего национальную идею и идеологию; система педагогических наук; расширение задач, объекта и предмета педагогики в связи с принятием в Узбекистане обучения и воспитания как направления в социально-экономическом развитии.
Возможности педагогики в воспитании национальной идеи и духовности
(2 ч)
Роль обучения и воспитания в формировании новой точки зрения, Национальная Программа по подготовке кадров, закон «об Образовании» и их роль в воспитании национальной идеи и идеологии, обеспечение в процессе воспитания свободы личности и его специфичность, духовно-человеческие отношения в учебе, на работе, в жизни, духовная ответственность.
Основы генетического, физиологического, психологического развития личности в процессе воспитания (2 ч)
Процесс развития личности, влияние наследственности на развитие личности, влияние окружающей среды на развитие личности, взаимосвязь развития и воспитания, возрастные и индивидуальные особенности развития, учет индивидуальных особенностей в развитии личности.
Педагогический процесс и специальность, научно-исследовательские методы педагогики (2 ч)
Педагогическая действительность и её изучения, педагогический процесс и специальность, традиционно-педагогические методы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы изучения коллективных явлений, количественные методы в педагогике.
Процесс воспитания, методы воспитания (2 ч)
Связь с возрастными этапами в процессе воспитания, семейная, окружающая, общественная среда в формировании нравственных, общечеловеческих качеств и роль отношения к детям, формирование воспитательного и духовного сознания, межличностные отношения при организации деятельности, взаимоотношений, общественно-политических отношений, духовно-творческие методы в воспитании, метод поощрения и контроль поведения.
Воспитание нравственности, морали и поведения (2 ч)
Национальная идея, воспитательные, нравственные и поведенческие основы национальной идеологии, профессиональная этика, культура, культура обращения, культура приобретения знаний, нравственность, осуществление педагогического процесса на духовной и эмоциональной основе, психологические факторы и человеческие качества, воспитание чувства ответственности.
Воспитание духовности, веры и совести (2 ч)
Самоопределение и осознание совей роли в обществе, вера в себя, и в общество,
Свобода совести и права человека, правовое воспитание. Человек - нтеллектуально-творческая личность. Роль в развитии душевных качеств. Роль великих мыслителей в воспитании духовности, веры и совести.
Умственное воспитание и воспитание самостоятельного мышления (2 ч)
Мышление человека. Содержание и сущность нового мышления. Творчество. Процесс творческого мышления (анализ, синтез, сопоставление, абстракция, сравнение, обобщение, вывод, оформление основных идей и преобразование их в личностные качества). Проблемные ситуации. Эвристическое мышление. Самостоятельное и профессиональное мышление
Умственная деятельность – это осознанная деятельность – активность, настойчивость, сознательность, устойчивость, преемственность, систематичность. Безграничность человеческого познания.
Трудовое и профессиональное воспитание. Эстетическое и экологическое воспитание (2 ч)
Генетические и физиологические склонности и увлеченности трудом ребенка с детства, формирование широкой творческой деятельности учащихся, игра, образовательные знания и рабочая деятельность, коммуникативные, социально-материальные и духовные отношения, работа по профессии, экономическое воспитание, трудовое, профессиональное воспитание.
Специфические особенности процесса обучения в подготовке специалистов. (4 ч)
Значение и сущность нового мышления, сущность процесса обучения, дидактические системы и модели обучения, дидактические системы и модели обучения, цели обучения, содержание учебного процесса, практическая, теоретическая и профессиональная деятельность.
Специализация обучения, специфические свойства и особенности процесса обучения в соответствии с учебными науками, исходящие из требований профессиональной деятельности, научные основы построения научных и учебных предметов.
Содержание профессионального образования, учебные планы, программы и учебники (2 ч)
Содержание профессионального образования, требования, предъявляемые к учебным планам, программам и учебникам, нормативно-правовые документы в сфере образования РУз.
Структура проблемного, эвристического и исследовательского обучения, процессы их становления: изменение процесса обучения с учетом возраста,
Принципы и функции обучения (2 ч)
Принципы обучения в национальной программе по подготовке кадров, система дидактических принципов, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принципы прочности, доступности, научности, принцип связи теории с практикой.
Методы и средства обучения (2 ч)
Классификация методов обучения, связь методов обучения с целями и задачами обучения, сущность и содержание методов обучения, выбор методов обучения по возрасту учащихся, значению и функциям обучения, технические средства обучения, выбор средств обучения.
Современные организационные формы обучения (2 ч)
Связь организационных форм обучения и воспитания с задачами воспитания, с числом учащихся, с характером учебных предметов, идеями и особенностями, со средствами обучения, виды обучения, формы обучения, типы и структуры уроков, нестандартные уроки, подготовка урока, нестандартные формы обучения. Кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя и самостоятельная работа учащихся, уроки творческой совместной работы, формы индивидуальной, групповой, общественной организации занятий.
Контроль качества образования и виды поощрения (2 ч)
Диагностика обученности, диагностика обучаемости, контроль успеваемости учащихся, виды контроля, рейтинги, тесты, тестирование достижений и развития, использование компьютеров и других технических средств при диагностике знаний, методы поощрения.
Основы социальной педагогики и педагогики управления (2 ч)
Понятие о коллективе. Коллектив как объект воспитания. Современные проблемы коллектива. Педагогические отношения в коллективе. Виды коллектива. Этапы развития ученического коллектива. Малые группы в коллективе и педагогическая тактика.
Характеристика ученических и студенческих коллективов. Первичные, годичные и многогодичные коллективы. Управление коллективом, формирование, развитие и взаимодействие с активом группы.
Полномочия Министерства Высшего и Среднего Специального Образования Республики Узбекистан в управлении системой образования. Права уполномоченных государственных органов.
Основные направления в управлении процессом образования.
- Управление деятельностью образовательных учреждений.
- Обеспечение необходимыми средствами системы образования;
Система управления образовательными учреждениями. Структурные функции управленческих учреждений. Учебно-методическая и научная система управления процессом обучения.
Педагогическое мастерство. (2 ч)
Функции преподавателя, требования к преподавателю, профессиональный потенциал педагога, мастерство преподавателя, знания, духовно-человеческие качества, сообразительность, навыки, квалификация – как составляющие части мастерства, педагогическая квалиметрия, аттестация преподавателей, система повышения квалификации педагогических кадров,
История педагогических идей и концепций образования (2 ч)
Возникновение и развитие педагогики, педагогика Античного мира, Демокрит, Платон, Аристотель, педагогика Китая, Индии, педагогическая теория Коменского, Педагогические теории Гелвеция, Дидро, Оуэна. Труды по педагогике К. д. Ушинского, Л. Н. Толстого, труды и идеи С. Т. Шацкого, Л. В. Зайкова, Сухомлинского о связи обучения и васпитания с жизнью, педагогические взгляды мыслителей Востока, Авесто, обучающе-воспитательная сущность «хадисов» Аль Бухори, Суфизм, концепция процессов обучения на основе признаков, намеченных воспитанием, концепция усовершенствования усвоения знаний, современная концепция непрерывного обучения, концепция И. А. Каримова «Национальная идея и национальная идеология в обучении и воспитании».
2.2. Наименование тем семинарских занятий
1 | Основные понятия педагогики |
2 | Связь педагогики с другими предметами и её место в системе наук |
3 | Развитие, воспитание и формирование личности |
4 | Научно-методические основы педагогики |
5 | Организационные формы воспитания |
6 | Воспитание совести, морали и нравственности |
7 | Этическое воспитание, поведение, культура поведения |
8 | Зависимость содержания обучения и воспитания от социального заказа общества |
9 | Трудовое и профессиональное воспитание |
10 | Особенности процесса обучения в подготовке специалистов |
11 | Функции и категории обучения |
12 | Методы и средства обучения и воспитания |
13 | Урок как основная форма воспитательно-образовательного процесса |
14 | Внеклассные учебно-воспитательные мероприятия |
15 | Внедрение на практике результатов анализа, пути оптимизации учебно-воспитательного процесса |
16 | Роль преподавателя в процессе обучения и предъявляемые к ним требования |
17 | Работа по профориентации учащихся |
18 | История развития педагогики |
2.3. Темы самостоятельных работ
- Характеристика системы образования в Узбекистане.
- Закон “Об образовании” и Национальная Программа по подготовке кадров.
- Выбор средств, форм и методов обучения.
- Выбор методов воспитания.
- Характеристика общего и профессионального образования.
- Развивающее и воспитывающее значение образования.
- Принципы научности и сознательности обучения.
- Принципы управления профессиональным образованием.
- Формирование личности.
- Пути организации самостоятельной и домашней работы учащихся.
- Учет личностных качеств учащихся в учебном процессе.
- Пути и средства учета мотивов обучения и изучения в учебно-воспитательном процессе.
- Проблемные ситуации на уроке.
- Словесные методы
- Наглядные методы
- Организация сочетания творческого и практического в образовательном процессе.
- Знания, умения и навыки учащихся, формирование этих качеств на уроке.
- Требования государственных стандартов к учебным программам и учебникам в профессиональном учебном заведении.
2.4. Наименование тем курсовых работ
- Предмет, цели и задачи педагогики
- Возможности педагогики в воспитании национальной идеи и духовности
- Основы генетического, физиологического, психологического развития личности в процессе воспитания
- Педагогический процесс и специальность, научно-исследовательские методы педагогики
- Процесс воспитания
- Методы воспитания
- Воспитание нравственности, морали и поведения.
- Воспитание духовности, веры и совести
- Умственное воспитание и воспитание самостоятельного мышления
- Трудовое и профессиональное воспитание
- Эстетическое воспитание
- Физическое воспитание
- Экологическое воспитание
- Специфические особенности процесса обучения в подготовке специалистов.
- Содержание профессионального образования
- Учебные планы, программы и учебники
- Принципы обучения
- Функции обучения
- Методы обучения
- Средства обучения
- Современные организационные формы обучения
- Контроль качества образования и виды поощрения
- Основы социальной педагогики
- Основы педагогики управления
- Педагогическое мастерство
- История педагогических идей и концепций образования
- Педагогические воззрения ученых Средней Азии
- Современные тенденции в области образования
- Методика проведения рейтингового контроля
Вид контроля | Баллы
(max) |
Балы
(min) 55% |
Текущий | ||
ЖН-I | 13 | 7 |
ЖН-II | 14 | 8 |
ЖН-III | 14 | 8 |
ЖН-IV | 14 | 8 |
Всего | 55 | 31 |
Рейтинговый | ||
ОН-I | 15 | 8 |
ОН-II | 15 | 8 |
Всего | 30 | 17 |
Итоговый | ||
ЯН | 15 | 8 |
Итого: | 100 | 56 |
56-70 баллов – “3”
71-85 баллов – “4”
86-100 баллов – “5”
4. Учебно-методическая карта по учебной дисциплине “Педагогика”
Неделя | № темы |
Наименование вопросов, изучаемых на лекции |
Семинар занят. | Наглядные пособия | Самостоятельная работа студента | Форма контроля | |
Часы | Литература | ||||||
1 | 1 | Предмет, цели и задачи педагогики | 1 | Схема Основные категории педагогики | 2 | 9:9-43
17:11-31 13:20-24 |
ТК |
2 | 2 | Возможности педагогики в воспитании национальной идеи и духовности | 3 | Схема Виды образования РУз | 2 | 1, 2, 3, 5, 6,
4: 12-90 17:46-62 13:29-32 |
ТК |
3 | 3 | Основы генетического, физиологического, психологического развития личности в процессе воспитания | 5 | Схема взаимоотношение основных факторов развития личности Схема Психологическая, педагогическая и биологическая периодизация
Схема Основные психологические особенности ранней юности (14-18 лет) |
2 | 9:71-99
4:12-44 17:62-121 13:107-208 |
ТК |
4 | 4 | Педагогический процесс и специальность, научно-исследовательские методы педагогики | 4 | Схема Виды естественного эксперимента | 2 | 9:43-71
13:20-29 |
ТК |
5 | 5 | Процесс воспитания, методы воспитания | 6 | Тест на сплоченность группы | 2 | 9:89-161
17:291-340 13:32-57 |
ТК |
6 | 6 | Воспитание нравственности, морали и поведения | 6 | Схема «Шесть шагов» | 2 | 9:99-161
17:340-363 13:32-57 |
ТК |
7 | 7 | Воспитание духовности, веры и совести | 7 | 2 | 9:99-161
17:340-363 13:32-57 |
ТК | |
8 | 8 | Умственное воспитание и воспитание самостоятельного мышления | 8 | Техника АРИЗ-85В Г.С. Альтшуллера | 2 | 7, 8
9:99-161 17:363-414 13:32-57 |
ТК |
9 | 9 | Трудовое и профессиональное воспитание. Эстетическое и экологическое воспитание | 9 | 2 | 7, 8
9:99-161 17:363-414 13:32-57 |
ТК | |
10 | 10 | Специфические особенности процесса обучения в подготовке специалистов. | 10 | Схема соотношения объема основных групп учебного материала | 2 | 7, 8
9:291-333 10:72-134 |
ТК |
11 | 11 | Содержание профессионального образования, учебные планы, программы и учебники | 11 | Схема формирования содержания обучения | 1 | 7, 8
9:291-333 10:72-134 |
ТК |
12 | 12 | Принципы и функции обучения | 12 | Набор таблиц с характеристиками основных принципов обучения | 2 | 9:539-569
17:171-184 |
ТК |
13 | 13 | Методы и средства обучения | 13 | Схема классификации методов обучения (Ю.К.Бабанский)
Классификация ТСО |
2 | 9:469-511
19:95-191 17:184-221 |
ТК |
14 | 14 | Современные организационные формы обучения | 14 | Схема Классификация форм обучения
Таблица Нормативы максимальных нагрузок |
2 | 9:511-543
19:95-191 17:221-291 |
ТК |
15 | 15 | Контроль качества образования и виды поощрения | 15 | Тесты на определение степени обученности | 2 | 9:543-570
19:228-272 |
ТК |
16 | 16 | Основы социальной педагогики | 16 | 2 | 20: 102-103 | ТК | |
17 | 17 | Основы педагогики управления | 17 | 2 | 1, 2, 4, 5, 6 | ТК | |
18 | 18 | Педагогическое мастерство | 18 | Схема определения Профессионального потенциала педагога.
Критерии педагогической квалификации |
2 | 9:229-279
17:473-486 18:60-115 13:141-170 |
ТК |
19 | 19 | История педагогических идей и концепций образования | 2 | 2 | 9:13-24
17:31-46 18:5-38 13:10-20 |
ТК |
5. Литература
- Закон Республики Узбекистан “Об образовании”
- Национальная программа по подготовке кадров.
- Труды Президента РУз. И.А.Каримова за 1992-2006 гг.
- Национальная программа по подготовке кадров: влияние на развитие общества. Ш. Курбанова, Э.Сейтхалилов. Ташкент, «Университет», 1999
- Концепция развития профессионального образования в Республике Узбекистан. 1992г.
- Концепция воспитательной работы в национальной школе РУз.
- Государственный стандарт Узбекистана. Требования к необходимому содержанию и уровню подготовленности бакалавра по направлению 5140900 – Профессиональное образование (по отраслям и направлениям образования бакалавриата). Кабинет министров РУз. Ташкент 2003.
- Раджабов С. “Антология педагогической мысли”, 1996г.
- Магзумов П.Т. “Формирование у учащихся потребности в трудовой деятельности” 1991г.
- Подласый В. “Педагогика: новый курс. учеб. для студ. высш. учеб. заведений”, в 2 кн. – М.: гуманит. изд. центр Владос, 2003 – 1кн: Общие основы. Процесс обучения.
- Пескова В.С. “Педагогика”, 1996г.
- Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – 2-е изд., испр.- М.: Издательскийцентр «Академия», 2002 – 336 с.
- Гребенюк О. С. Рожков М. И. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003, - 160 с.
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001 -304 с Серия «Учебник нового века».
- Айсмонтат Б. Б. Теория обучения: Схемы и тесты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 – 176 с.
- Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад: Ред. кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с. Золотой фонд. Энциклопедический словарь.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
- Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. 4-е изд., переработанное и доп. – М.: Гардарики, 2000. – 519 с.
- Смирнов С. А., Котова И. Б. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. –М.: Изд. центр «Акадеия», 2003 – 512 с.
- Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. –М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 – 384 с.
- Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. Учебное пособие. Москва .: Издательская группа "ФОРУМ" - "ИНФРА-М" . 1998
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 542с. – (Высшее образование).
- Основы профессиональной педагогики. Изд. 2-е, перераб. и доп. Профпедагогика. М., «Высшая школа», 1977. – 504 с.
- Ерецкий М.И. Совершенствование обучения в техникуме: Учеб.-метод. Пособие. – М.Высшшк., 1987. – 264с.
Методика проведения контроля знаний студентов
на 72 часа
Текущий контроль
55 баллов |
Промежуточный рейтинговый контроль
30 баллов |
Итоговый рейтинговый контроль
15 баллов |
|||
Лабораторные работы
-Выполнение, оформление и защита одной лабораторной работы – 1балл
Текущая работа - участие в опросах на семинарах – 18 баллов - тестирование – 9 баллов - ведение конспекта – 9 баллов |
9
22-30
|
I-ОН
3 вопроса по 5 баллов письменно
II-ОН 3 вопроса по 5 баллов письменно |
8-15
8-15 |
ЯН
5 вопросов по 3 балла письменно |
8-15 |
Самостоятельная работа*
|
10 |
* выбирается один из перечисленных видов работы, объем выполняемой работы и срок сдачи, обсуждаются с преподавателем.
Методика проведения контроля знаний студентов
на 72 часа
(продолжение)
Для получения минимальных баллов:
I-ЖН min 7 баллов:
студент посетил минимум 7 занятий,
имеется конспект 4 лекций – 2 балла,
на практических занятиях по результатам тестирования получил не менее 1,5 баллов,
выполнил лабораторную работу №1 – 1 балл.
знает основные понятия и определения изученных тем: знает определение педагогики, цели и задачи педагогики, имеет представление о роли педагогов в строительстве правового, демократического общества и формирующего национальную идею и идеологию, знает основные законы в сфере образования, знает цели и задачи Закона об образовании и НППК, имеет представление о развитии личности и факторах, влияющих на него, знает возрастные и индивидуальные особонности развития личности, может перечислить и описать методы исследования в педагогике – 2,5 балла
II-ЖН min 8 баллов:
студент посетил минимум 7 занятий,
имеется конспект 4 лекций – 2 балла,
на практических занятиях по результатам тестирования получил не менее 0,5 баллов,
выполнил лабораторные работы № 2,3,4 – 3 балла.
знает основные понятия и определения изученных тем: знает определение понятия воспитание, знает факторы, влияющие на воспитательный процесс, может перечислить и описать методы воспитания, имеет представление о факторах, влияющих на формирование морали, нравственности, профессиональной этики и воспитания чувства ответственности, имеет представление о правовом воспитании и самоопределении своей роли в обществе, знает сущность понятия мышление, может перечислить процессы мышления, знает виды мышления– 2,5 балла
III-ЖН min 8 баллов:
студент посетил минимум 7 занятий,
имеется конспект 4 лекций – 2 балла,
на практических занятиях по результатам тестирования получил не менее 1,5 баллов,
выполнил лабораторную работу №1 – 1 балл.
знает основные понятия и определения изученных тем: Знает определение понятия деятельности и виды деятельности человека, знает факторы, влияющие на формирование творческой, образовательной и профессиональной деятельности учащихся, знает специфические особенности процесса обучения в подготовке специалистов, может перечислить и описать три дидактические системы воспитания, знает цели обучения, имеет представление о формировании содержания обучения, знаком с учебной документацией и нормативно-правовыми документами в сфере образования, знает принципы обучения и законы, на основе которых они были сформированы – 2,5 балла
IV-ЖН min 8 баллов:
студент посетил минимум 7 занятий,
имеется конспект 4 лекций – 2 балла,
на практических занятиях по результатам тестирования получил не менее 1 балла,
выполнил лабораторные работы № 5,6 – 2 балла.
знает основные понятия и определения изученных тем: знает традиционную классификацию методов обучения, понимает их положительные и отрицательные стороны, знает современные организационные формы обучения, их достоинства и недостатки, знает определение понятии диагностика обучения и обучаемости, формы и методы контроля качества успеваемости и развития – 2,5 балла
Для получения максимальных баллов:
I-ЖН max 13 баллов:
студент посетил минимум 7 занятий,
имеется конспект 4 лекций – 2 балла,
на практических занятиях по результатам тестирования получил не менее 3 баллов,
выполнил лабораторную работу №1 – 1 балл.
знает основные понятия и определения изученных тем: знает определение педагогики, цели и задачи педагогики, имеет представление о роли педагогов в строительстве правового, демократического общества и формирующего национальную идею и идеологию, имеет представление о системе педагогических наук, знает основные законы в сфере образования, знает цели и задачи Закона об образовании и НППК, имеет представление о развитии личности и факторах, влияющих на него, а также их взаимосвязи, знает возрастные и индивидуальные особенности развития личности, может перечислить и описать методы исследования в педагогике, а также подобрать наиболее подходящие методы заданным условиям – 4 балла
Составил план выполнения самостоятельной работы – 2,5 балла
II-ЖН max 14 баллов:
студент посетил минимум 7 занятий,
имеется конспект 4 лекций – 2 балла,
на практических занятиях по результатам тестирования получил не менее 1 балла,
выполнил лабораторные работы № 2,3,4 – 3 балла.
знает основные понятия и определения изученных тем: знает определение понятия воспитание, знает факторы, влияющие на воспитательный процесс, может перечислить и описать методы воспитания, имеет представление о факторах, влияющих на формирование морали, нравственности, профессиональной этики и воспитания чувства ответственности, имеет представление о правовом воспитании и самоопределении своей роли в обществе, знает сущность понятия мышление, может перечислить процессы мышления, знает виды мышления, владеет техниками решения проблемных ситуаций, ТРИЗ Альтшуллера и «6 шагов» – 4 балла
Выполняет самостоятельную работу согласно составленному плану – 2,5 балла
III-ЖН max 14 баллов:
студент посетил минимум 7 занятий,
имеется конспект 4 лекций – 2 балла,
на практических занятиях по результатам тестирования получил не менее 3 баллов,
выполнил лабораторную работу №5 – 1 балл.
знает основные понятия и определения изученных тем: Знает определение понятия деятельности и виды деятельности человека, знает факторы, влияющие на формирование творческой, образовательной и профессиональной деятельности учащихся, знает специфические особенности процесса обучения в подготовке специалистов, имеет представление о специализации обучения, знает структуру проблемного, эвристического и исследовательского обучения, может перечислить и описать три дидактические системы воспитания, знает цели обучения, имеет представление о формировании содержания обучения, знаком с учебной документацией и нормативно-правовыми документами в сфере образования, знает принципы обучения и законы, на основе которых они были сформированы, знает правила, согласно которым эти принципы реализовываются – 4 балла
Выполняет самостоятельную работу согласно составленному плану – 2,5 балла
IV-ЖН max 14 баллов:
студент посетил минимум 7 занятий,
имеется конспект 4 лекций – 2 балла,
на практических занятиях по результатам тестирования получил не менее 1 балла,
выполнил лабораторные работы № 6,7 – 2 балла.
знает основные понятия и определения изученных тем: знает традиционную классификацию методов обучения, понимает их положительные и отрицательные стороны, знает классификацию технических средств обучения, имеет представлении об их достоинствах и недостатках, может подобрать наиболее подходящие поставленным целям и задачам методы и средства обучения, знает современные организационные формы обучения, их достоинства и недостатки, знает определение понятии диагностика обучения и обучаемости, формы и методы контроля качества успеваемости и развития их основные положительные и отрицательные качества – 4 балла
Выполняет самостоятельную работу согласно составленному плану – 2,5 балла
OН min 7 баллов:
Студент при ответе на вопросы ограничивается информацией, записанной во время лекционных занятий. По существу ответ верный, но в нем присутствуют некоторые неточности, либо ответ не достаточно полный.
OН max 15 баллов:
Студент при ответе на вопросы использует не только информацию, полученную во время лекционных занятий. В своих ответах приводит дополнительные факты, почерпнутые из учебной литературы. Ответы иллюстрируются примерами. Ответы абсолютно верные и полные, охватывающие все аспекты рассматриваемого предмета.