Практикум к лекции
Воспитание нравственности, морали и поведения, духовности, веры и совести
Задание 1
Группа американских исследователей в канун Хэллоуина наблюдала за 1352 детьми, ходившими по домам с традиционным «угости, а не то подшутим». Когда дети поодиночке или группой подходили к одному из 127 домов в разных частях города, экспериментаторы приветливо приглашали их в дом и предлагали каждому взять по одной шоколадке. После этого исследователи выходили в другую комнату и скрыто наблюдали за детьми. В итоге был зафиксирован следующий результат: дети в группе были в два с лишним раза более склонны схватить еще одну шоколадку сверх разрешенной, чем те, кто заходил поодиночке.
Обмените, какую особенность группового поведения подтвердил данный эксперимент?
Задание 2
Самое чудовищное в войне то, что она заставляет людей коллективно совершать такие деяния, против индивидуального совершения которых те же самые люди восстали бы всем споим существом. (Э. Ки. «Война, мир и будущее»)
Дайте объяснение выраженному в этом высказывании парадоксу, используя знание особенностей группового восприятия и взаимодействия.
Задание 3
Американский психолог Ф. Зимбардо эффектно продемонстрировал разницу в повелении людей, проживающих в больших и малых городах. Он приобрел две подержанные машины десятилетней давности и оставил их с поднятыми капотами и снятыми номерными знаками на удинах, одну — в старом кампусе Нью-Йоркского университета, а другую вблизи кампуса Станфордского университета в небольшом городке Поло-Альто. В Нью-Йорке первые «автораздевальщики» появились через десять минут, сняв аккумулятор и радиатор. Через трое суток, после 23 эпизодов краж и вандализма (со стороны хорошо одетых белых граждан), машина превратилась в бесполезную груду металлолома. По контрасту с этим, единственный человек, который в течение недели дотронулся до автомобиля в Пало-Альто, был прохожий, закрывший капот машины, поскольку начинался дождь.
Как можно объяснить столь значительный контраст?
Задание 4
Для решения нижеуказанных задач используйте технику АРИЗ-85В Г.С. Альтшуллера.
1. Проблема: большинство попыток реформироваь современную школьную систему рано или поздно сталкивается с необходимостью расширить содержание образовательных программ. Современные школьные программы включают в себя материал, ранее изучаемый в ВУЗах конкретного профиля. Это вызывает перегрузку учащихся и увеличение сроков обучения в школах. Какие пути дальнейшего развития ситуации можно предположить?
2. «Об отверженном учащемся» Проблема: в группе есть отверженный ребенок, с которым учащиеся не хотят общаться. Объяснить свое отношение к данному ребенку не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть учащихся к отверженному мальчику.
3. «О фронтальном и индивидуальном обучении». Проблема: в группах в колледже большое количество учащихся (25-30 человек). Это не позволяет во время занятий уделить достаточно внимания каждому ребенку, что влияет на качество учебно-воспитательного процесса. Организовать подгрупповую работу не позволяют режим и специфика работы колледжа. Как быть?
4. «О гиперактивном ребенке» Проблема: мальчик гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей. Умственно ребенок развивается нормально, любит шумные игры, но долго находиться в состоянии покоя не может. По отношению к детям настроен положительно, имеет в группе друзей, не агрессивен. Гиперактивность имеет физиологические корни. Если преподаватель настаивает на спокойном виде деятельности, учащийся теряет равновесие в поведении, отказывается от общения.