Существует множество классификаций ДОК, отличающихся положенным в ее основу признаком.
В классификации ДОК чаще всего присутствуют следующие виды:
• модели (виртуальные, математические, физические и т.д.);
• структурные схемы и алгоритмы;
• изделия (материальные модели, демонстрационные изделия);
• проблемные задания (создаваемые и разрешаемые задачи);
• средства интерактивного обучения, в т.ч. учебно-лабораторное оборудование (орудия и средства учебного труда);
• пособия (натуральные, изобразительные, знаковые и т.д.);
• тренажеры (функций, ситуаций, операций и т.д.);
• технические средства обучения: ТСО, собственно носители информации и др.
В наиболее общем виде детерминизацию дидактических средств возможно представить на уровне классов. Исходя из приведенного перечня основных составляющих дидактических средств, их можно практически неограниченно классифицировать по различным признакам и характеристикам. Некоторые из них могут быть представлены следующим расширительным перечнем:
• по присутствию и воплощению: активные, пассивные, фоновые, ограниченно применяемые, одноразовые и т. д.;
• по сущностному содержанию: вещественно-деятельностные (материаль
ные), нематериальные (суггестивные, вербальные,
интуитивные), поисковые, способствующие синтезу, анализу и распознаванию образа, действия (управляющие, защитные, познавательные и т.д.), индивидуальные (роли, инструкции, руководства), экипажные (алгоритмы, предписания, заменные ситуативные сценарии), коллективные – ограничения, правила выполнения действий, объем делегируемых полномочий и т. д.;
• по деятелъностным характеристикам использования в учебном процессе: статические (неизменные по форме, содержанию, местоположению), динамические (интенсивно изменяющиеся во времени, образовательном пространстве), процессуальные (являющиеся моделями действия), восстанавливаемые (возобновляемые, тиражируемые последовательно и параллельно во времени, реконструируемые, модифицируемые и др.), преобразуемые в конечные изделия (обладающие потребительской стоимостью, назначаемой ценностью);
• по ориентации на специфические функции и качества: (фиксация изменений и перемещений), этапное развитие и восстановление умений и навыков, развитие внутренней рефлексии (в формах самостоятельности, самооценки, самоосознания и других проявлениях воспитательных эффектов образования);
• по возможности отражения в физических характеристиках: модели, характеристики которых носят аналоговую описательную природу, процессы и модели, описание алгоритмов которых основано на детерминистических параметрах и характеристиках, наиболее показательно это прослеживается на примере физических перемещений: статическое положение объекта изучения (координаты, векторы, орты, проекции), траектория (метрики состояния (единичные, множественные, комплексные), отражающие след динамических качественно-количественных характеристик состояния материального тела (скорость, ускорение, ускорение ускорения);
• по ориентации на психофизиологические параметры обучаемых: осуществляющие связь ощущений, методов обучения, акцентирующих характерные аспекты присутствия дидактических средств (воспитание расширительной культуры ощущений), формирование гибкой логики ограничения потока воспринимаемой информации, при значительном росте требований к ее качеству, тренировка исполнения и синтеза защитно-исполнительных реакций, специфического направления и тренажа органов чувств – зрения, слуха, осязания и т.д.;
• по актуальности: отражающие меры соответствия требованиям скорейшего решения и полного заполнения области применения, воплощающие качества масштабности – оперативные, тактические, длительные, включающие в себя качества всеобщности, локальности, специализированности, комбинаторности;
• по области применения: общие, локальные, специальные, частные, индивидуальные, групповые и т.д.;
• по длительности действия и характеристикам возвратности: средства отражения присутствия, ссылки, влияния, отношения и т.п., производящие воздействия – от индивидуальных до массовых;
• по целеполаганию (обучение, воспитание, развитие; приобретение знаний, формирование умений, закрепление навыков);
• по прогнозу последействия и перспективности: решающие задачи ближайшего времени либо обладающие способностью инициализировать и обеспечивать многошаговый алгоритм преодоления учебных проблем, ведущих к запрограммированному итогу;
• по креативной составляющей: создаваемые в процессе обучения и решающие задачи в режиме реального времени; привносимые «со стороны» – внешними источниками, предлагаемыми преподавателями, синтезируемые обучаемыми и т.д.
Классификация ДОК
по характеру структуры формируемой профессиональной деятельности
№ Виды ДОК
Характеристика
1 Формирующие понятийно-логические компоненты структуры деятельности учебно-технологические и инструкционные карты, учебники, справочники, программированные материалы).
2 Формирующие образные компоненты деятельности кино- и видеофильмы, диапозитивы, диафильмы, кодограммы, слайды и т.п.
3 Формирующие практическую структуру профессиональной деятельности (тренажеры, стенды, макеты, полигоны и т.п.).
Мы проклассифицировали основные компоненты ДОК в соответствии с традиционной классификацией исходя из дидактических функций в процессе обучения:
• средства обучения-средства передачи и усвоения новой информации;
• средства диагностики и контроля результатов обучения.
В свою очередь, в средствах передачи и усвоения новой информации были выделены:
• печатные средства - демонстрационные, учебные – для учащихся, методические - для преподавателя, дополнительные;
• оборудование – учебное для теоретического обучения, промышленное для технологической практики в учебных мастерских;
• ТСО - звуковые и экранные;
• информационные технологии – стационарные компьютеры и телекоммуникационные технологии.
В связи с интенсивным развитием информационных технологий мы выделили их в отдельный блок. Результаты классификации ДОК показаны в таблице