Научно-педагогической основой дидактических обучающих комплексов является системная дидактика. Система комплексов включает: методические комплексы каждого конкретного занятия, темы, учебной дисциплины, специальности.
В педагогической науке высшей школы за последние десятилетия накоплен полезный исследовательский материал по различным аспектам совершенствования процесса обучения и его предварительного описания в программе. Все это позволяет в настоящее время поставить вопрос о более точном построении всего учебно-методического обеспечения процесса подготовки специалиста, которое бы давало достаточно полное представление как об объеме материала, подлежащего усвоению, так и о наиболее подходящих способах построения учебно-познавательного процесса.
Одна из важнейших задач, стоящих перед системой образования, от начальной до высшей школы, состоит в совершенствовании учебных планов и программ обучения и воспитания, как ведущих документов, определяющих деятельность педагогических коллективов. За последние 25—З0 лет создан ряд методик, позволяющих усовершенствовать учебно-методическую документацию, как по форме, так и по содержанию, приблизить ее к документам, проектирующим весь учебно-воспитательный процесс, нацеленный на достижение высокого качества подготовки подрастающих поколений.
Учебный план – это документ, устанавливающий на государственном уровне перечень и объем циклов и предметов применительно к профессии (специальности), с учетом ступени квалификации (базового срока обучения). Он регламентирует максимальный объем учебной нагрузки и степень самостоятельности образовательных учреждений в разработке учебной документации [59].
Исходным документом для проектирования ДОК является учебная программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с требованиями современного производства к подготовке квалифицированных специалистов.
Прежде чем разрабатывать и совершенствовать учебные планы и программы, как компоненты ДОК, необходимо определить, что мы понимаем под понятием “учебный план”, “учебная программа”, проанализировать из каких элементов они состоят, и что следует сделать, чтобы оценить степень содержательности учебного плана и программы и наметить пути их совершенствования.
Учебная программа – это документ, в котором в соответствии с требованиями к личности будущего специалиста определено содержание обучения и наиболее целесообразные способы организации его усвоения учащимися [59].
Известными учеными-педагогами Ю.К. Бабанским, В.В. Краевским, И.Я. Лернером, М.Н. др. много сделано для того, чтобы в построении учебных планов и программ была достигнута ясность целей и точность изложения, определенность содержания и оптимальность выбора методов обучения. Учебные программы содержат некоторые указания о способе оценки качества знаний учащихся, формах проведения учебных занятий, воспитывающей роли обучения ( 14, 41, 45).
Учебная программа дисциплины является основным руководящим материалом для преподавателя. На основе анализа учебной программы, отбора содержания образования и государственного образовательного стандарта преподаватель создает паспорт дисциплины (специализированного кабинета). Некоторые преподаватели оформляют методическую карту дисциплины. Форма названных документов, содержание и методика разработки их - по усмотрению преподавателя. В любом случае этот документ должен быть компактным проектом, вобравшим в себя дидактические комплекты всех учебных плановых занятий по дисциплине. Он может, в принципе, заменить календарно-тематический план.
Планы – графики учебных мероприятий. На основе плана – графика технологической и др. видов практики разрабатывается детальная программа производственного обучения, включающая учебную и производственную практику. План-график контрольных мероприятий включает комплекс дидактических процедур по объективной оценке профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых, определяющийся педагогическим коллективом образовательного учреждения, согласно утвержденным нормативным документам.
К учебным и методическим материалам относятся: учебники, пособия, задачники, сборники упражнений, методические указания по лабораторным и практическим работам, курсовому и дипломному проектированию, методические разработки и т.д. Названное также должно составлять дидактический комплект, для чего необходимо в кабинете иметь достаточное количество материалов на каждого студента.
Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля - это контрольные задания, тесты, экзаменационные билеты. Каждый материал должен занимать свое место в структуре программного материала.
Материалы внеклассной работы по дисциплине требуются при организации и проведении кружковой работы (по дисциплине), по техническому творчеству студентов, конкурсов мастерства, предметных недель, олимпиад, научно-технических конференций, при планировании разработки докладов и рефератов. Названные материалы и перечень на них также хранятся в потемной папке преподавателя.
Дидактический обучающий комплект по отдельным темам дисциплины необходимо ежегодно просматривать, корректировать, обновлять.
Учебники и учебные пособия являются комплексным вербальным средством обучения, в котором предметы и явления действительности переданы посредством слов и знаков.
Методические рекомендации по предмету выступают опосре-дованным, или косвенным средством обучения для учителей. Они содержат документы с описанием последовательных учебно-технологических операций и методических указаний по их выполнению.
Совершенно обоснованно считается, что для учителя лучшим является не отдельный учебник и даже не учебный комплект (учебник и дидактический материал к учебнику), а учебно-методический комплект, который кроме учебника и дидактиче¬ского материала для учащихся содержит еще и методические ре¬комендации для учителя с объяснениями, как использовать дан¬ный учебник, на что обращать особое внимание. В методических рекомендациях обычно показыва¬ется логика построения каждого урока, его основные моменты. Указывается (с номерами и страницами), какой материал берется из учебника, какой из дополнительных материалов. Если необходи-мо, то приводится дополнительный материал для объяснения и раскрытия сути прорабатываемой темы.
Первоисточники выступают одним из важнейших средств обучения. Однако их значимость в предметах различных типов неодинакова. Для предметов гуманитарного цикла первоисточники играют ведущую роль в обучении. К примеру, для литературы, хотя учащийся и имеет учебник по этому предмету, важнейшим компонентом деятельности является изучение литературных произведений. Тоже относится и к музыке, рисованию. При изучении естественнонаучных предметов учащиеся их почти не используют. Учебники по этим предметам содержат в себе все необходимое для усвоения учебного материала и роль первоисточников здесь минимальна.
Лабораторное оборудование создается в имеющихся учебных кабинетах и лабораториях физики, химии, биологии и др. Подоб¬ная специализация учебных кабинетов необходима, поскольку способствует более углубленному «проникновению» учащихся в тайны предмета, что ведет к повышению качества и количества учебных знаний и умений.
Тренажеры – это устройства, ориентирующие учащихся на верный ответ при переходе от изучения теории к практике, создающие возможность приблизить условия обучения к производственной обстановке.
Приспособления предназначаются для создания наиболее благоприятных условий использования первых двух групп средств обучения. К приспособлениям относятся подъемные столики, подставки, кронштейны, подвески, экраны, классные доски, системы затемнения, стенды, витрины, решетки, пульты дистанционного управления техническими средствами и т.п.
Технические средства обучения (ТСО) представляют собой совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга средств обучения, используемых при реализации выбранных методов и обеспечивающих наибольшую эффективность конкретной учебной деятельности.
ТСО делятся на три группы:
информационные - служат переда¬че информации от учителя к учащимся (прямая связь);
контроли¬рующие - служат определению степени и качества усвоения ин-формации учащимися (обратная связь);
обучающие - служат обу¬чению учащихся по определенной программе.
При помощи ТСО можно создать искусственную языковую среду для изучения иностранного языка, увеличить объем индивидуаль¬ной и самостоятельной работы учащихся.
Комплексы ТСО. В связи с тем, что в современных условиях технические средства являются важным источником научной информации, возникает необходимость разработки системы по их комплексному применению в учебном процессе.
Разрабатывая УМКД, необходимо, прежде всего, уточнить, какие технические средства могут обеспечить наиболее рациональные условия усвоения и закрепления требуемых знаний. При выборе технических средств обучения следует предусматривать их высокую эффективность в решении учебно-воспитательных задач, оптимальную приспособленность к деятельности преподавателя и учащихся. Каждый комплекс технических средств должен представлять собой единое целое, исходя из общности содержания и методов обучения.
Экономически оправдывает себя образование комплексов ТСО в рамках одного учебного заведения, значительно повышающих эффективность их применения.
Компьютерные технологии обучения – это комплекс специальных информационных средств обучения на базе современных компьютерных технологий и средств телекоммуникации. Персональные компьютеры - новейшие комплексы, позволяющие учащимся работать ак¬тивно, устанавливая индивидуальную скорость усвоения мате¬риала. Компьютерная техника, как средство обучения, обладает огромными возможностями.
Обучающие компьютерные программы характеризуют¬ся тремя чертами: подают учебный материал небольшими пор¬циями, после каждой порции следует контрольный вопрос, уча¬щиеся имеют возможность немедленного самоконтроля.
Автоматизированные классы относятся к компьютерным средствам, которые могут автономно управлять процессом обучения и дифференцированного группового контроля.
Телекоммуникационные технологии обучения можно определить как качественно новый процесс организации обучения с использованием современных технических средств информационных технологий.
Электронная почта и факс. В настоящее время, наиболее распространенными средствами обмена данными с помощью ПК становятся электронная почта и факс. Они составляют значительную часть коммуникационной среды и становятся наиболее предпочтительным способом информационного обмена с помощью ПК.
E-mail является синонимом электронной почты. Можно сказать, что почти любая форма обмена информацией с помощью компьютера является электронной почтой. В то время, как обычное письмо идет в течении нескольких дней или даже недель, сообщение электронной почты достигает адресата за часы или минуты. Электронная почта может быть использована в системе дистанционного обучения.
является огромной глобальной сетью компьютеров, применяемой в сфере образования, бизнеса, управления, а также доступной для частных лиц. Internet включает в себя глобальную электронную почту, позволяющую обмениваться сообщениями практически по всему миру. Объем информации, доступной через Internet, возрастает очень быстро, что делает Internet уникальным источником получения информации и самообразования, а так же дистанционного обучения.
Средства контроля результатов обучения. Этот компонент КСО является ключевым при определении содержания подготовки будущих специалистов. Анализ его содержания позволяет однозначно определить программу знаний, на которую опираются запланированные умения. К тому же обоснованность данного содержания одновременно означает и обоснованность учебных целей.
Тестовый материал представляет собой задания, предназна¬ченные для проведения контроля и оценки знаний и умений учащихся. Иногда результаты тестов используются в учебном процессе не только для контроля, но и для коррекции выявленных недостатков, т.е. для обучения и развития. Такие разработки на¬зывают тестовыми дидактическими материалами.
Дидактический обучающий комплекс занятия.
Составляющие комплекса:
1. Цели занятия:
1.1. Цели обучения (дидактические) и цели воспитания (воспитательные). Цели нужно задавать диагностично, предполагая в формулировке возможности объективной проверки их реализации, выявление причин недоработок и установление путей их устранения. Требованию диагностичности отвечает выражение целей по содержанию и структуре учебной информации с помощью учебных элементов, а по качеству усвоения - посредством уровней усвоения.
2. Перспективно-тематический план занятия. Информация дана в блоке "Перспективно-тематическое планирование занятий".
3. Наглядные пособия как средства обучения, создающие зрительные представления об изучаемых объектах, явлениях и процессах, являются ценнейшим источником знаний для студентов в вопросах познания теории и практики обучения. Подробнее смотри блок "Наглядные пособия".
4. Материалы, руководящие и регламентирующие поэтапную деятельность студентов в течение планового времени. Деятельность преподавателя протекает синхронно с деятельностью студентов и в полном соответствии с планом занятия (в идеале подготовительная разработка занятия ведется детально и последовательно, на основе реальных возможностей, квалификации и опыта преподавателя по разработанному преподавателем сценарию). Названные материалы подробно изложены по каждому этапу занятия в прилагаемом плане (см. пункт 2).
Это материалы, связанные с актуализацией знаний студентов; материалы, способствующие реализации способов изложения программного материала, закрепления, разных форм контроля, самостоятельной работы и т.д.
Дидактический комплект каждого занятия должен быть строго систематизирован. Преподаватель специально для себя оформляет отдельную папку (для каждой темы), а для студентов создаются специальные методические папки (смотри блок "Индивидуальные методические папки студентов").
Другие средства (модели, образцы, плакаты, инструменты, механизмы и т.п.), входящие в состав дидактического обучающего комплекта, сосредоточены в методических секциях шкафов, ящиках столов, стеллажах кабинета.
В рамках обсуждения вопроса о новых учебных материалах предлагаю обсудить следующие вопросы:
1. Что такое средства обучения?
2. Какие подходы существуют для классификации средств обучения?
3. Каковы дидактические функции средств обучения?
4. Как, созданные нами, «новые учебные материалы», применять?
Вопросы и задания
1. Перечислите основные понятия этого параграфа.
2. Попробуйте их воспроизвести своими словами, чтобы разобраться, поня¬ли ли Вы смысл этих понятий.
3. А теперь постарайтесь ответить, как Вы поняли разницу между такими понятиями, как основания классификации, требования к ТСО, функции ТСО.
4. В других пособиях и материалах найдите иные подходы к классификации ТСО. Сравните с теми, которые даны в этом пособии, и сделайте выводы.