Ранее было определено кого, чему и как учить. Теперь это необходимо реализовать в комплексе средств обучения при принятой форме организации учебного процесса.
Под ЭУМК будем понимать комплекс средств обучения, реализованный в электронном виде, обеспечивающий изучение заданной дисциплины от определенного начального уровня подготовки учащегося до конечного уровня, диагностично определяемого через способность учащегося отвечать на вопросы, решать задачи и вести проектирование в заданной предметной области.
В зависимости от начального уровня подготовки обучающихся, используемой методики изложения материала, требуемого конечного уровня обученности, степени осознанности, ступени абстракции и требуемого коэффициента автоматизации ЭУМК может быть реализован в разных вариантах. Он может включать в себя лекционный материал, задачник, лабораторную работу, контрольную работу по теме и всему предмету, электронный справочник, электронное пособие по проектированию, деловую игру и другое, а также обязательно содержать методический материал по изучению данного предмета данным контингентом. Методическое пособие не только направляет деятельность обучающегося по изучению предмета, но и координирует ее с работой других обучающихся и с преподавателем, учебным планом и формой организации учебного процесса.
Из данного определения ЭУМК следует, что в зависимости от предмета он может быть совершенно разным по сложности, а потому и время на его разработку может быть различным: от нескольких месяцев до нескольких лет. В последнем случае, естественно, он разрабатывается по частям и чаще всего по видам занятий, а не по темам [10.11]. Одним из основных требований к составляющим ЭУМК и к ЭУМК в целом, является методическая проработка, включающая в себя решение вопроса об организации познавательной деятельности учащегося в соответствии с закономерностями обучения.
Часть преподавателей считает, что если изложен учебный материал, к нему поставлены вопросы и даны задачи требуемого на экзамене уровня, то освоение материала обучающимся является его личным делом. Однако такой подход не может быть оправдан даже для отлично успевающих учащихся с неограниченным временем на усвоение предмета. Для них необходимо подкрепление правильности понимания предмета со стороны преподавателя и тем реже, чем методически лучше проработан ЭУМК. Для основной же массы учащихся необходимы организация их деятельности в соответствии с теорией обучения, особенно, по сложным предметам, контроль качества усвоения знаний теории, алгоритмов, умений и навыков по всем вышеизложенным критериям в процессе изучения каждой темы.
Если ЭУМК применяется в дистанционной технологии обучения, то в этом случае особое внимание следует обратить на контроль регулярности и добросовестности работы обучающегося с программами ЭУМК, что обеспечивается лишь регулярными беседами с преподавателем по итогам изучения тем и разделов.
В заключение снова перечислим основные методические требования к ЭУМК.
К учебникам предъявляются следующие требования.
1. Необходимо определить контингент, для кого ЭУМК будет создан.
2. Указать, в какой степени изучение данного предмета поможет в профессиональной деятельности будущего специалиста. Определить ступень абстракции и степень осознанности изучаемого предмета.
3. Раскрыть, в какой степени изучаемая дисциплина отражает уровень развития научных исследований по данному направлению. Определить перечень изучаемых учебных элементов.
4. Определить, какой начальный уровень знаний необходим для усвоения дисциплины в целом и по отдельных учебных элементов.
5. На основании взаимосвязи учебных элементов между собой и с соседними дисциплинами исходя из будущей профессиональной деятельности определить требуемый итоговый или конечный уровень обученности по отдельным учебным элементам.
6. Построить граф взаимосвязи учебных элементов и определить очередность их изложения.
7. При изложении каждой главы целесообразно рассмотреть пример, который раскрывает содержание всех рассматриваемых в данной главе вопросов на уровне словесного описания и обозначения проблем, что необходимо для обеспечения единства восприятия содержания главы.
8. Для каждого параграфа выбрать метод изложения: проблемный, информационно-рецептивный, исследовательский или эвристический.
9. Подобрать вопросы по каждой теме от минимального уровня усвоения их до максимального требуемого.
10. Продумать реакцию ЭВМ на тот или иной вариант ответа на отдельный вопрос и (или) серию вопросов с обеспечением диалога по усвоению материала темы последовательно до заданного уровня усвоения.
11. Выставить методические требования к формированию задачника, набору лабораторных работ, справочнику, контрольным работам и т.п.
12. Провести в соответствии с выставленными требованиями подбор учебного материала к ним.
13. Приступить к обсуждению реализации электронного варианта составляющих ЭУМК с методистом - программистом c учетом особенностей и требований дидактических систем, в которых он будет применяться, и когнитивных (познавательных) возможностей современных информационных технологий.