7 Воспитание нравственности…


Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с. [стр.139-144].

2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 542с. – (Высшее образование). [стр. 349-398].

Дополнительная литература для самообразования

1. Шварцман К.А. Философия и воспитание. – М., 1989.

2. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г.Хрипковой. – М., 1989.

3. Мир детства: Юность / Под ред. А.Г.Хрипковой. – М., 1989.

Ключевые слова

Умственное, физическое, трудовое, нравственное, экологическое, эстетическое воспитание, мораль, нравственность, асоциальное поведение, алкоголизация, курение, наркотизм, агрессивное поведение, суицидальное поведение, противоправное поведение, агрессивно-защитный тип делинквентности, оппозиционный тип делинквентности, аффект, конфликт, переговоры, «я-высказывание».

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите и опишите виды воспитания.

2. В чем заключается необходимость нравственного воспитания?

3. Чем отличаются понятия «мораль» и «нравственность»?

4. Что такое нравственное воспитание? Перечислите его задачи.

5. В чем причины асоциального поведения подростков?

6. Каковы негативные стороны алкоголизации?

7. Каковы негативные стороны курения?

8. Каковы негативные стороны наркомании?

9. В каких конфликтных ситуациях целесообразно проводить переговоры?

10. Опишите схему проведения переговоров.

11. В чем заключается сущность «Я-высказывания»?

12. Опишите алгоритм решения проблемы «АРИЗ-85В»

1.

Виды воспитания:

Умственное воспитание. Вооружает обучаемых системой знаний основ наук.

Воспитание гражданина своей страны. Каждый гражданин должен обладать патриотизмом, культурой, (в том числе и культурой межнациональных отношений), быть политически грамотным.

Нравственное и эстетическое воспитание. Решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Трудовое воспитание – это процесс формирования у учащихся добросовестного отношения к труду, аккуратности к работе, стремление к достижению более высоких результатов в трудовой деятельности, инициативы, творчества, взаимопомощи.

Экологическое воспитание – гармонизация отношений человека с природой.

Основной смысл экологического воспитания: конкретно практическая природоохранная деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности человека: земля, вода, воздух, животные.

Физическое воспитание – процесс организации активной физкультурно-спортивной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в занятии физкультурой и спортом. Развитие физической силы и здоровья, а так же выработка санитарно-гигиенических навыков и привычек здорового образа жизни.

2.

Мораль – система выработанных в обществе норм, правил, требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности (неписаные законы).

Нравственность – совокупность сознательности, навыков, привычек, которые связаны с исполнением норм, правил и требований морали. Нравственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя.

Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, сужде¬ний, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соот¬ветствующих нормам общества.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие мораль¬ные нормы, выработанные людьми в процессе исторического раз¬вития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравствен¬ные качества — честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескоры¬стие, трудолюбие, уважение к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим уважение к государству, органам власти, государственной симво¬лике, законам, Конституции, честное и добросовестное отноше¬ние к труду, патриотизм, дисциплинированность, требователь¬ность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

Работа по нравственному воспитанию предполагает формирование:

- осознанного отношения к идеологии и политики нашего государства;

- любовь к родине, уважение к другим странам и народам;

- ответственное отношение к труду;

- бережное отношение к природе, общественному достоянию и материальным ценностям;

- доброжелательность к людям, требовательность к себе.

3.

Оценка любого повеления всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, асоциальным, отклоняющимся.

Асоциальное поведение – настойчивое проявление отклонения от социальных норм, как отклонение корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа.

К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и поступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду.

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действии, направленном против личности (оскорбление, хулиганство, побои, изнасилования, убийства).

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы. К такого вида проявлениям можно отнести уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийство.

Стадии асоциального поведения

1. Неодобряемое поведение

2. Порицаемое поведение

3. Девиантное поведение (нравственно отрицательные проявления и посупки)

4. Делинквентное поведение (предпреступное поведение)

5. Преступное поведение

6. Деструктивное поведение

Алкоголизация

Аддиктивное поведение (от англ. addiction – пагубная привычка) – поведение, включающее употребление различных токсикоманических веществ и алкоголя на том этапе, когда еще не сформировалась физическая зависимость.

Во всем мире растет число молодых людей с аддиктивным поведением, а возраст начала употребления алкоголя и токсикоманических веществ имеет тенденцию к снижению. По данным одного выборочного опроса, проводившегося в России, спиртные напитки в 8 классе употребляли 75%, в9 – 80%, а в 10 классе – 95% мальчиков. Это, конечно не пьянство, но чем раньше ребенок приобщается к алкоголю, те устойчивее и сильнее будет его потребность в нем.

Особенность фармакологического воздействия алкоголя на психику заключается в том, что, с одной стороны, он, особенно в больших дозах подавляет психическую активность, с другой стороны, особенно в малых дозах, стимулирует ее, снимаю сознательное торможение, тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам.

Чаще всего юноши с аддиктивным поведением растут в неполных семьях или же в семьях полных и внешне вполне благополучных, но внутренне негармоничных. В таких семьях не реализуются такие важные функции, как обеспечение базисных потребностей подростка в родительской любви и внимании.

Курение и наркотизм

Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников.

Психоактивные вещества, вызывающие визуализацию представлений, носящих яркий, образный характер, или эйфорию с изменением сознания, являются своеобразной формой психологической защиты, в какой-то мере компенсирующей подростку или юноше дефицит родительского тепла, создавая иллюзию переноса в «детский мир радостей».

Помимо вреда для здоровья наркотизм неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем он и сам начинает совершать все более серьезные правонарушения.

Агрессивное поведение

Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей. Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные «маменькины» сынки, не имевшие в детстве возможность свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки.

Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется («А я что? Я – как все!»). Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

Суицидально поведение

Подростки и юноши совершают самоубийства реже, чем лица старших возрастов. Но у подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» — самоубийство под влиянием чьего-либо примера.

По Фрейду, влечение к смерти не что иное, как попытка разрешить жизненные проблемы путем ухода из самой жизни.

Профилактика юношеских самоубийств заключается не в избежании конфликтных ситуаций – это невозможно, а в создании такого климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. В 9 случаях из 10 юношеские покушения на самоубийство – не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи. О подобных желаниях подростки юноши часто говорят и предупреждают заранее. Многие попытки откровенно демонстративны, адресованы какому-то конкретному лицу, иногда даже можно говорить о суицидном шантаже. Тем не менее все это очень серьезно и требует чуткости и внимания преподавателей и психологов-консультантов.

Делинквентное поведение

Наиболее часто встречаются следующие типы типа делинквентного поведения:

• Агрессивно-защитный тип – подростки и юноши, отличающиеся особенно трудным, агрессивным характером. Драчливы, враждебны, конфликтны, неуступчивыми, являются дезорганизаторами дисциплины, склонны к грубым хулиганским выходкам. Причина – нежеланный ребенок в семье. Постоянное нервное напряжение, необходимость защищаться от обид, наносимых старшими членами семьи, формирует агрессивно-защитную установку. Перенося опыт семейных взаимоотношений за пределы семьи, попадает в порочный круг – своим поведением вызывает отвержение общества, что еще больше укрепляет его во мнении, что он не нужен, его не любят, к нему не справедливы. Воспитательная работа с такими подростками должна строиться на принципах Роджерса: безусловное принятие подростка, признание его права на выражение своих чувств, переживаний без риска потерять уважение педагога.

• Оппозиционный тип – воспитание подростков по типу «кумир семьи». Слепая родительская любовь, постоянное восхищение ребенком, удовлетворение всех его капризов, снисходительное отношение к проступкам формирует у ребенка превратное отношение к себе. Притязания таких подростков и юношей оказываются выше их действительных возможностей, что приводит к конфликтам. Это проявляется в упрямстве, повышенной обидчивости, конфликтных отношениях с окружающими. Преподавателей обвиняют в предвзятости, занижении отметки, недооценке способностей и т.д. к однокурсникам они также относятся как к соперникам, постоянно стремятся выделиться, показать себя, командовать. Не удовлетворив своих амбиций, они стремятся реабилитировать себя «оригинальностью» суждений, демонстративным отвержением общепризнанных ценностей, дерзят, срывают уроки, прогуливают. В ходе воспитательной работы подростку необходимо объяснить иррациональный характер его поведения, показать, что выбранный им способ достижения цели является неэффективным и вызывает негативное отношение у окружающих.

4.

Существенной чертой подросткового возраста является сила потребностей, мотивов, интенсивность и острота эмоциональных реакций.

Преподавателю нередко приходится оказывать помощь подростку в период непосредственного протекания аффекта. В таких случаях важно создать условия для «разрядки» аффекта без особо вредных последствий для подростка и окружения: отвести подростка в тихую комнату, на какое-то время оставить его одного, предоставить возможность разрядить напряжение, дать выплакаться.

Когда подросток успокоится, нужно побеседовать с ним. После приступа аффекта учащийся вместе с облегчением часто испытывает чувство вины. Попытка разобраться, что произошло, чем вызвана вспышка, препятствует возникновению аффективного следа (травмирующий опыт). Часто повторяющие аффективные вспышки свидетельствуют о сильном неблагополучии подростка и требуют углубленной работы психолога, а нередко и консультации у психоневролога.

Полезно использовать юмор для разрядки эмоционального напряжения.

Поиск решения конфликтных ситуаций достигается в «шесть шагов»

Первый – определение проблемы. Здесь необходимо выяснить причины неприемлемого поведения подростка. С этой целью полезнее всего внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своих потребностях и переживаниях, используя «Я-высказывания». Первый шаг надо завершить определением или формулировкой проблемы (например: «Как можно пообщаться с друзьями не побеспокоив маму?»).

Второй – поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они на первый взгляд кажутся неприемлемыми.

Третий – обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один: должны быть удовлетворены потребности обеих сторон: и подростка и взрослого.

Четвертый – выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы используем это идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?». Принятое решение можно зафиксировать письменно, пусть обе стороны подпишут «контракт». Так надежнее, хотя, на первый взгляд, кажется, что это ни к чему.

Пятый – определить, как выполнить это решение: что надо сделать, кто будет нести ответственность за тот или иной пункт «контракта».

Шестой – оценка, насколько намеченный способ действия решает проблему. При этом полезно спросить друг друга: «Исчезла проблема? Вы довольны тем, что сделали?».

Возможность переговоров в зависимости от этапа развития конфликта:

Этапы развития конфликта Возможность переговоров

Напряженность ,несогласие Переговоры проводить рано, еще не все составляющие конфликта определились

Соперничество, враждебность Переговоры рациональны

Агрессивность Переговоры с участием третьей стороны

Насилие, военные действия Переговоры невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия

«Я-высказывание» — способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.

Этот способ помогает удержать позицию не превращая собеседника в своего врага. Эффективен когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Применение данного подхода требует практики и навыков, но это бывает оправдано в дальнейшем. Оно полезно когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и не пошел в атаку.

Компоновка заявлений от «Я» состоит из:

• События – краткое описание создавшейся ситуации («Когда на меня кричат…», «Когда на моем столе разбрасывают мои вещи…», «Когда мне не говорят, что я был вызван к начальнику…»).

• Реакции индивида – четкое высказывание почему именно такие поступки окружающих вас раздражают. Это помогает им понять вас, а когда это говорится от «Я» без нападения на людей, то это может подтолкнуть окружающих на изменение своего поведения. «Я обижен на вас», «Я решаю все сделать сам».

• Предпочитаемый исход события. Когда индивид высказывает свои пожелания об исходе конфликта, желательно предлагать несколько вариантов.

Например, «Когда мои бумаги передвигают на моем столе, меня это раздражает. Мне бы хотелось в будущем находить все, как я оставляю перед уходом».

Кроме того, для работы с педагогической проблемой эффективной может оказаться техника АРИЗ-85В Г.С. Альтшуллера.

Алгоритм решения проблемы АРИЗ:

1. «Задача» — описание ситуации с выходом на проблемный вопрос и формулирование конкретной задачи «Почему это произошло?».

2. «Конфликт» — Анализ истории развития проблемы по современной линии многоэкранной схемы сильного мышления. Выявление конфликта объективных обстоятельств (законов, фактов, на которых построена проблема) и субъективных потребностей (педагога, ребенка, социального окружения).

3. «Противоречие» — формулировка противоречия, порожденного выявленным конфликтом (построение абстрактной модели конкретной задачи).

• модель технического противоречия (если выполнить условие 1 то положительные следствия будут …, но отрицательные следствия будут…. Если выполнить условие 2, то положительные следствия будут …, а отрицательные следствия будут…)

• модель физического противодействия: элемент должен быть (требование 1), чтобы (обоснование требования 1). И этот же элемент должен быть другим (противоположное требование 2), чтобы (обоснование требования 2).

4. «ИКР» — представление Идеального Конечного Результата (построение абстрактной модели решения задачи). Необходимо представить такую ситуацию, в которой противоречие разрешается при минимальных затратах, практически само по себе («бесплатно»). Система сама решает связанные с ней проблемы.

5. «Ресурсы» — выявление ресурсов для достижения ИКР и выход на конкретное решение. Наиболее рациональным является внутренний ресурс, т.е. тот, который уже занимает в системе естественное положение.

6. «Решение» — решение задачи с помощью выбранных ресурсов и определение тех ограничений, в условиях которых будет работать данное решение. Формулирование подзадач.