Возрастная физиология и гигиена. Рабочая программа


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине

“Возрастная физиология и гигиена”

1. Введение

1.1.         Цели изучения дисциплины “Возрастная физиология и гигиена”:

-         изучение физиологии и её основных понятий;

-         изучение закономерностей развития и роста детей и подростков;

-         изучение возрастных особенностей психологии подрастающего поколения;

-         выработка и закрепление студентами полученных знаний на практике, для трансформирования их в полезные и положительные привычки;

-         соблюдение личной и общественной гигиены, соблюдение требований психогигиены;

-         формирование здорового образа жизни.

1.2.         Задачи изучения дисциплины “Возрастная физиология и гигиена”:

-         вооружить студентов, будущих педагогов, современными сведениями о возрастных особенностях развивающегося организма, знанием закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения;

-         выработать умения и навыки о сохранении своего здоровья и здоровья окружающих;

-         дать знания о строении и функциях организма;

-         сформировать в общественном сознании высокую ответственность за рождение и воспитание  гармонично развитого и здорового поколения.

1.3.         Связь с учебными планами других учебных предметов

Для изучения данной дисциплины студентам необходимо предварительно изучить содержание дисциплин:

-         психология;

-         педагогика;

-         валеология;

-         социология;

-         философия;

-         теория и практика построения демократического общества.

1.4.         Использование современных педагогических технологий:

-         методы проблемного обучения;

-         методы активного обучения;

-         методы интерактивного обучения;

-         методы интенсивного обучения;

-         тренинговые занятия;

-         самостоятельные работы студентов.

  1. Содержание предмета

Наименование темы

Лекция

Семинар

Практика

Предмет и задачи курса “Возрастная физиология и гигиена”, его история и содержание 2 2
Общие закономерности роста и развития детей и подростков 2 2
Возрастные особенности и гигиена нервной системы 3 3
Гигиена учебно-воспитательного процесса, возрастные особенности высшей нервной деятельности 2 2
Возрастные особенности и гигиена анализаторов 2 2
Железы внутренней секреции и опорно-двигательный аппарат 2 2
Возрастные особенности и гигиена органов пищеварения и выделения 2 2
Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания 2 2
Состояние здоровья детей и подростков. Заболевания 2 2

Итого:

19 ч. 13 ч. 6 ч.

2.1.         Содержание тем дисциплины

“Возрастная физиология и гигиена”

Предмет и задачи курса “Возрастная физиология и гигиена”, его история и содержание (2ч.)

Предмет и задачи возрастной физиологии, предмет и задачи школьной  гигиены, история развития возрастной физиологии в Узбекистане, значение изучаемого предмета, программа “Солом авлод учун”. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья, приуроченные «Году молодежи».

Общие закономерности роста и развития детей и подростков

(2 ч.)

Закономерности роста и развития организма, гетерохронность, организм как целое, саморегуляция, возрастная периодизация, закономерности роста и развития организма.

Возрастные особенности и гигиена нервной системы (3ч.).

Значение, физиология и основные свойства нервной системы, рефлекс как основная форма нервной деятельности (рефлекторная дуга), вегетативная нервная системы, возрастные    особенности    функционирования    нервной системы, гигиена нервной системы.

Гигиена учебно-воспитательного процесса, возрастные особенности высшей нервной деятельности (2ч.).

Понятие об утомляемости и переутомляемости, работоспособность детей и подростков, психогигиена, профилактика неврозов, особенности высшей нервной деятельности, отличия условных от безусловных рефлексов, качественные особенности   высшей  нервной деятельности человека, типы высшей нервной деятельности, классификация типов высшей нервной деятельности, типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка.

Возрастные особенности и гигиена анализаторов (2ч.).

Особенности анализаторов (органов чувств), зрительный анализатор, гигиена и возрастные особенности зрительного анализатора, слуховой анализатор, гигиена и возрастные особенности слухового анализатора.

Железы внутренней секреции и опорно-двигательный аппарат (2ч.).

Понятие об эндокринных железах, их значение и особенности, значение опорно-двигательного аппарата, рост и развитие костей, части скелета и их развитие.

Возрастные особенности и гигиена органов пищеварения и выделения (2ч.).

Значение пищеварения, особенности пищеварительной системы, роль печени и поджелудочной железы в пищеварении, витамины и гигиена питания, значение выделительной системы, функции и строение почек, образование мочи, возрастные особенности и гигиена мочевыделительной системы.

Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания (2ч.).

Система кровообращения, функции крови, возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы, возрастные особенности дыхательной системы, значение дыхания.

Состояние здоровья детей и подростков. Заболевания (2ч.).

Иммунитет, виды иммунитета, периоды, понятие о здоровье, заболевания, влияние наследственности на состояние здоровья, группы заболеваний,

2.2. Наименование тем семинарских занятий:

  1. Значение предмета, его история и содержание
  2. Общие закономерности роста и развития детей
  3. Гигиена учебно-воспитательного процесса
  4. Проявление условного и безусловного рефлексов
  5. Физиология и гигиена анализаторов подростков
  6. Гормоны и стрессы
  7. Значение для организма воды, минеральных солей, витаминов, жиров, углеводов.
  8. Значение кровеносной системы
  9. Защита здоровья детей и подростков

2.3. Наименование тем самостоятельных работ студентов:

(выдается каждому студенту индивидуально)

  1. История развития возрастной физиологии в Узбекистане
  2. Программа “Соглом авлод учун”
  3. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья, приуроченные «Году молодежи»
  4. Возрастные особенности функционирования нервной системы.
  5. Гигиена нервной системы
  6. Отличительные особенности нервной деятельности животного и человека.
  7. Рефлекс как основная форма нервной деятельности.
  8. Типы высшей нервной деятельности.
  9. Работоспособность детей и подростков.
  10. Психогигиена.
  11. Анализаторы – строение, выполняемые функции и гигиена.
  12. Эндокринная система. Её влияние на развитие организма
  13. Гормоны и их влияние на развитие и функционирование организма
  14. Скелет, мышечная система – возрастные особенности и гигиена.
  15. Пищеварительная система, строение и возрастные особенности
  16. Витамины и их влияние на организм
  17. Значение выделительной системы и ее гигиена
  18. Функция крови, клеточные элементы крови
  19. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы
  20. Возрастные особенности и гигиена дыхательной системы
  21. Виды заболеваний и пути их распространения

3. Методика проведения рейтингового контроля

Вид контроля Баллы

(max)

Балы

(min)

55%

Текущий
ЖН-I 13 7
ЖН-II 14 8
ЖН-III 14 8
ЖН-IV 14 8
Всего 55 31
Рейтинговый
ОН-I 15 8
ОН-II 15 8
Всего 30 17
Итоговый
ЯН 15 8
Итого: 100 56

56-70 баллов – “3”

71-85 баллов – “4”

86-100 баллов – “5”

4. Учебно-методическая карта по дисциплине “Возрастная физиология и гигиена”

Наименование темы

Семинар, практика Наглядные пособия СРС ФК
Часы Литература
1. Предмет и задачи курса “Возрастная физиология и гигиена”, его история и содержание 2 Программа “Солом авлод учун” 2 1, 2,

3:3-5

5:3-5

ТК
2. Общие закономерности роста и развития детей и подростков 2 Презентация 2 3:5-13

5:3-61

7:3-67

ТК
3. Возрастные особенности и гигиена нервной системы 2 Анимация «Нервная система» 3 3:14-38

7:325-420

ТК
4. Гигиена учебно-воспитательного процесса, возрастные особенности  высшей нервной деятельности 2 Тест «Типы ВНД» 2 3:39-66 3:97-126

5:3-61

7:325-420

ТК
5. Возрастные особенности и гигиена анализаторов 2 Презентация 2 3:67-97

7:420-466

8:86-90

ТК
6. Железы внутренней секреции и опорно-двигательный аппарат 2 Презентация 2 3:129-179

7:69-159

7:277-293

8:29-83

ТК
7. Возрастные особенности и гигиена органов пищеварения и выделения 2 Презентация 2 3:179-214

3:251-268

7:161-201

7:222-236

8:97-102

ТК
8. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания 2 Презентация 2 3:214-251

7:202-220

7:258-277

7:297-322

8:5-27

ТК
9. Состояние здоровья детей и подростков. Заболевания 2 2 1, 2,

3:268-317

5:3-61

8:86-97

ТК
Итого: 18 19

5. Литература:

  1. Закон “Об образовании” Республики Узбекистан, 1997 г.
  2. Постановление Кабинета Министров Руз. “О государственной программе “здоровое поколение””, от 01.03.2000 г.
  3. Хрипкова А. Г. , Антропова м. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
  4. Иргашев А. С. Возрастная физиология. Ташкент, 1989.
  5. Фарбер Д. А., Корниенко, Сонькин В. Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990. – 64 с.
  6. Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 2-е изд, испр. – М.: Дрофа, 2000. 216 с.
  7. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ пед. вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 456 с.
  8. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях./ Под ред. В. А. Поляква. – М.: Мелицина, 1990 – 120 с.
  9. Человек и среда его обитания. Хрестоматия / Под ред. Г. В. Лисичкина, Н. Н. Чернова. – М.: Мир. 2003. – 460 с.
  10. Чумаков Б. Н. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России., 2004. – 416 с.
  11. Сибиряков С. А. Ребенок в опасности (как предупредить беду: наркоманию, пьянство, насилие, преступность…) – Спб.: Издательство, «Юридический центр Пресс», 2002 – 114 с.
  12. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988. – 191 с.
  13. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб. пособие для 9-10 кл. сред. шк.: Факультатив. Курс. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
  14. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 224 с.
  15. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9 кл. сред. шк. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. – 240 с.

Методика проведения контроля знаний студентов

на 38 часов

Текущий контроль

55 баллов

Промежуточный рейтинговый контроль

30 баллов

Итоговый рейтинговый контроль

15 баллов

Реферат

- составление плана и обзор литературы                                   – 4 балла

- оформление работы (10 листов)                                               – 5 баллов

- защита работы                                                                            – 6 баллов

Текущая работа

- участие в опросах на семинаре                                              – 12 баллов

- тестирование                                                                            – 8 баллов

- ведение конспекта                                                                   – 10 баллов

Самостоятельная работа*

  1. подготовка стендов
  2. выполнение плакатов
  3. подготовка электронных материалов (анимации, презентаций, оформление лекций и т.д.)
  4. выполнение творческих заданий (кроссворды, тесты, сценки, «проведение урока» и т.д.)
  5. самостоятельное изучение заданной темы (20 листов)
9-15

22-30

10

I-ОН

3 вопроса по 5 баллов

письменно

II-ОН

3 вопроса по 5 баллов

письменно

8-15

8-15

ЯН

5 вопросов по 3 балла

письменно

8-15

* выбирается один из перечисленных видов работы, объем выполняемой работы и срок сдачи, обсуждаются с преподавателем.

Для получения минимальных баллов:

I-ЖН min 7 баллов:

студент посетил минимум 3 занятия,

имеется конспект 2 лекций – 2 балла,

на практических занятиях по результатам тестирования получил не менее 1,2 баллов,

по выбранной теме для реферата составил план и начал подбирать литературу (имеется в наличии 2-3 источника) – 1,5 балла.

знает основные понятия и определения изученных тем: обозначает предмет и задачи возрастной физиологии и школьной  гигиены, ученых-физиологов Узбекистана, знает о программе “Соглом авлод учун”, знает закономерности роста и развития организма, возрастную периодизацию – 2,3 балла

II-ЖН min 8 баллов:

студент посетил минимум 3 занятия,

имеется конспект 2 лекций – 2 балла,

на практических занятиях по результатам тестирования получил не менее 1,2 баллов,

по выбранной теме для реферата сделал обзор литературы и начал писать черновик – 2,5 балла.

знает основные понятия и определения изученных тем: значение, физиологию и основные свойства нервной системы, имеет представление о рефлексе и рефлекторной дуге, знает гигиену нервной системы и учебно-воспитательного процесса имеет представление об утомляемости и переутомляемости, работоспособности и психогигиене, знает отличия условных от безусловных рефлексов, типы высшей нервной деятельности – 2,3 балла

III-ЖН min 8 баллов:

студент посетил минимум 3 занятия,

имеется конспект 2 лекций – 2 балла,

на практических занятиях по результатам тестирования получил не менее 1,2 баллов,

по выбранной теме оформил реферат согласно всем требованиям к оформлению рефератов – 2,5 балла.

знает основные понятия и определения изученных тем: имеет представление об анализаторах, гигиене и возрастных особенностях зрительного анализатора, гигиене и возрастных особенностях слухового анализатора, имеет понятие об эндокринных железах, их значении, значении опорно-двигательного аппарата и его развитии – 2,3 балла

IV-ЖН min 8 баллов:

студент посетил минимум 3 занятия,

имеется конспект 2 лекций – 2 балла,

на практических занятиях по результатам тестирования получил не менее 1,2 баллов,

по выбранной теме рассказал реферат – 2,5 балла.

знает основные понятия и определения изученных тем: значение пищеварения, строение пищеварительной системы, имеет представление о гигиене питания, значение выделительной системы, функции почек, перечисляет возрастные особенности и имеет представление о гигиене мочевыделительной системы, системы кровообращения, возрастных особенностях дыхательной системы, знает о значении дыхания и крови в организме человека – 2,3 балла.

Для получения максимальных баллов:

I-ЖН max 13 баллов:

студент посетил минимум 3 занятия,

имеется конспект 2 лекций – 2,5 балла,

на практических занятиях по результатам тестирования получил не менее 2баллов,

по выбранной теме для реферата составил план и начал подбирать литературу (имеется в наличии 4-5 источника) – 3 балла.

знает все понятия и определения изученных тем: формулирует предмет и задачи возрастной физиологии, предмет и задачи школьной  гигиены, знает историю развития возрастной физиологии в Узбекистане, России и Европе, понимает значение изучаемого предмета для будущего преподавателя, знает обо всех направлениях  программы “Соглом авлод учун”. Знает закономерности роста и развития организма, что такое гетерохронность, ретардация и акселерация знает как производится саморегуляция организма, понимает по каким принципам проводится возрастная периодизация, и знает биологическую, педагогическую и психологическую периодизации, знает закономерности роста и развития организма – 3 балла

Составил план выполнения самостоятельной работы – 2,5 балла

II-ЖН max 14 баллов:

студент посетил минимум 3 занятия,

имеется конспект 2 лекций – 2,5 балла,

на практических занятиях по результатам тестирования получил не менее 2 баллов,

по выбранной теме для реферата сделал обзор литературы и начал писать черновик – 4 балла.

знает все понятия и определения изученных тем: Знает значение, физиологию и основные свойства нервной системы, имеет понятие о рефлексе, знает строение и принцип функционирования рефлекторная дуги, знает строение и функции вегетативной нервной системы, знает возрастные    особенности    функционирования    нервной системы и вопросы гигиены нервной системы. Знает определения утомляемости, переутомляемости, работоспособности, знает, что такое психогигиена и как проводится профилактика неврозов, знает особенности высшей нервной деятельности, отличия условных от безусловных рефлексов, качественные особенности   высшей  нервной деятельности человека, типы высшей нервной деятельности, классификация типов высшей нервной деятельности, может описать типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка – 3 балла.

Выполняет самостоятельную работу согласно составленному плану – 2,5 балла

III-ЖН max 14 баллов:

студент посетил минимум 3 занятия,

имеется конспект 2 лекций – 2,5 баллов,

на практических занятиях по результатам тестирования получил не менее 2 баллов,

по выбранной теме оформил реферат согласно всем требованиям к оформлению рефератов – 4 балла.

знает все понятия и определения изученных тем: Знает характерные особенности анализаторов, органов чувств, знает строение  зрительного анализатора, имеет представление о гигиене и возрастных особенностях зрительного анализатора, знает строение  слухового анализатора, имеет представление о гигиене и возрастных особенностях слухового анализатора. Имеет понятие об эндокринных железах, их значение и особенности, знает значение опорно-двигательного аппарата, знает закономерности роста и развития костно-мышечной системы, знает строение частей скелета – 3 балла

Выполняет самостоятельную работу согласно составленному плану – 2,5 балла

IV-ЖН max 14 баллов:

студент посетил минимум 3 занятия,

имеется конспект 2 лекций – 2,5 баллов,

на практических занятиях по результатам тестирования получил не менее 2 баллов,

по выбранной теме рассказал реферат и защитил его, ответив на 3 дополнительных вопроса – 4 балла.

знает все понятия и определения изученных тем: Знает значение пищеварения, особенности пищеварительной системы и ее строение, роль печени и поджелудочной железы в пищеварении, знает что такое витамины и принципы здорового питания, знает значение выделительной системы, знает функции и строение почек, имеет представление об образовании мочи, возрастных особенностях и гигиене мочевыделительной системы. Знает строение системы кровообращения, функции крови, возрастные особенности и гигиену сердечно-сосудистой системы, возрастные особенности дыхательной системы, значение дыхания и строение дыхательной системы – 3 балла

Выполняет самостоятельную работу согласно составленному плану – 2,5 балла

OН min 7 баллов:

Студент при ответе на вопросы ограничивается информацией, записанной во время лекционных занятий. По существу ответ верный, но в нем присутствуют некоторые неточности, либо ответ не достаточно полный.

OН max 15 баллов:

Студент при ответе на вопросы использует не только информацию, полученную во время лекционных занятий. В своих ответах приводит дополнительные факты, почерпнутые из учебной литературы. Ответы иллюстрируются примерами. Ответы абсолютно верные и полные, охватывающие все аспекты рассматриваемого предмета.

Добавить комментарий