Лекция 7. Возрастные особенности и гигиена органов пищеварения и выделения

Лекция 7

Возрастные особенности и гигиена органов пищеварения и выделения

2 часа

План

  1. Значение пищеварения.
  2. Пищеварительная система.
  3. Витамины и их значение.
  4. Возрастные особенности пищеварительной системы.
  5. Гигиена питания.
  6. Значение выделительной системы
  7. Функции и строение почек.
  8. Образование мочи
  9. Возрастные особенности и гигиена мочевыделительной системы

Ключевые слова

Пищеварение, ферменты, белки, жиры, углеводы, витамины, почки, нефрон, петля Генле, капсула Шумлянского.

Литература


  1. Хрипкова А. Г. , Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школоная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
  2. Иргашев А. С. Возрастная физиология. Ташкент, 1989.
  3. Фарбер Д. А., Корниенко, Сонькин В. Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990. – 64 с.
  4. Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 2-е изд, испр. – М.: Дрофа, 2000. 216 с.
  5. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ пед. вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 456
  6. Человек и среда его обитания. Хрестоматия / Под ред. Г. В. Лисичкина, Н. Н. Чернова. – М.: Мир. 2003. – 460 с.
  7. Чумаков Б. Н. основы здорового образа жизни. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России., 2004. – 416 с.

Вопросы к практическому занятию

1.  Значение пищеварения.

  1. Каковы   возрастные      изменения   строения   и   функции
    органов пищеварения?
  2. Обмен веществ в организме в различные возрастные
    периоды.
  3. Всасывание и моторная функция кишечника.
  4. Роль значение витаминов
  5. Гигиена питания.

7.  Значение органов выделения.

8.  Строение и функции почек.

9.  Назовите возрастные особенности мочевыделительной системы.

Возрастные особенности и гигиена органов пищеварения

Значение пищеварения

Для нормальной жизнедеятельности организма, его рост и развития необходимо регулярное поступление пищи содержащей сложные органические вещества (белки, жиры углеводы), минеральные соли, витамины и воду.

Все эти вещества необходимы для удовлетворения потребности организма в энергии, для осуществления биохимических процессов, протекающих во всех органа тканях. Органические соединения используются также как строительный материал в процессе роста организма и воспроизведения новых клеток взамен отмирающих. Основные питательные вещества в том виде, в каком они находятся в пище, не могут использоваться организмом, а  должны быть подвергнуты специальной обработке - пищеварению Пищеварением называют процесс физической и химической обработки пищи и превращения её в более простые и растворимые соединения, которые могут всасываться, переноситься кровью, усваиваться организмом.  Физическая обработка заключается в измельчении пищи, её протирании, растворении. Химические изменения представляют собой сложные реакции, происходящие в различных отделах пищеварительной системы, где под влиянием ферментов, содержащихся в секретах пищеварительных желез, происходит расщепление сложных нерастворимых органических соединений, содержащихся в пище, превращение их в растворимые и легко усваиваемые организмом вещества. Ферменты - это биологические катализаторы, вырабатываемые организмом и отличающиеся определенной специфичностью. Каждый фермент действует только на определенные химические соединения: одни расщепляют белки, другие - жиры, третьи - углеводы.

В пищеварительном тракте в результате химической обработки белки расщепляются до аминокислот, жиры - до глицерина и жирных кислот, углеводы (полисахариды) - до моносахаридов. В каждом из отделов пищеварительной системы происходят специализированные операции по обработке пищи, связанные с наличием в каждом из них специфических ферментов.

Пищеварительная система состоит из пищеварительного канала и желез, связанных с ним анатомически и Функционально. Весь пищеварительный канал разделяется на отделы: полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник.

К железам пищеварительной системы относятся слюнные железы, поджелудочная железа, а также печень. В стенке самого пищеварительного канала имеется ряд мелких железок, принимающих участие в пищеварении (железы  желудка и тонкой кишки).

Пищеварение в ротовой полости

В ротовой полости начинается физическая химическая обработка пищи, а также осуществляется апробирование. С  помощью специальных рецепторов слизистой оболочки ротовой полости и языка мы распознаём вкус пищи.   От   их   функции   зависит   удовлетворение и неудовлетворение едой.

Специфической   функцией  ротовой   полости  является механическое измельчение пищи при её пережёвывании. Особый эффект физической обработки достигается наличием в ротовой полости костной основы отличает её от других органов пищеварения, и языка. Язык -  подвижный мышечный орган - имеет важнейшее значение не только в осуществлении речевой функции, но и в пищеварении. Передвижение пищи с помощью языка необходимый компонент жевания.

Измельчение пищи осуществляется  зубами. По функции и форме различают резцы, клыки, малые и большие коренные зубы. Общее число зубов у взрослых -32

Наряду с измельчением пищи в ротовой полости происходит смачивание её слюной и начальный гидролиз некоторых пищевых веществ. В ротовую полость открываются протоки трёх пар крупных слюнных желез околоушные, поднижнечелюстные и подъязычные. Кроме крупных есть мелкие слизистые слюнные железки. Они разбросаны почти по всей слизистой оболочке ротовой полости и языка.

Слюна, содержащая 99 процентов воды, смачивает иную пищу. В составе её органических веществ содержатся ферменты, осуществляющие химическую обработку пищи. Основная из этих ферментов – амилаза – расщепляет сложные углеводы до мальтозы. Расщепление углеводов не заканчивается в ротовой полости и продолжается в желудке до тех пор, пока пищевой комок не пропитается желудочным соком, так, как ферменты, расщепляющие  углеводы,  действуют  только   в щелочной среде.

В слюне также содержится слизистое органическое вещество муцин. Он способствует тому, что обработанный ротовой  полости  комок  становится  скользким  и  легко проходит по  пищеводу - мышечной  трубке, выстланной внутри слизистой оболочкой. Длина пищевода с возрастом увеличивается.

Пищеварение в желудке

Желудок имеет вид изогнутого мешка, вмещающего 1-2 л пищи. В желудке различают вход (кардиальная часть), дно (фундальная часть) и выход (пилорическая или привратниковая часть). Привратник открывается в двенадцатиперстную кишку. Изнутри желудок выстлан слизистой оболочкой, образующей много складок. В толще слизистой оболочки находятся железы, трубчатые по форме, вырабатывающие желудочный сок. Различают три типа клеток желудочных желез: главные - вырабатывают ферменты желудочного сока,  обкладочные -  соляную кислоту, добавочные - слизь. Желудочный сок человека - бесцветная жидкость кислой реакции, с большим содержанием соляной кислоты (0,5 процентов) и слизи. Слизь, вырабатываемая клетками слизистой оболочки желудка, предохраняет её от механических и химических повреждений. Соляная кислота обладает способностью губительно действовать на бактерии, выполняя тем самым защитную функцию.

Отделение желудочного сока начинается рефлекторно, уже тогда, когда пища попадает в полость рта. Когда пища поступает в желудок, на нее продолжает рефлекторно вырабатываться желудочный сок за счет механического раздражения слизистой оболочки желудка. Важная роль здесь также принадлежит химическим веществам, циркулирующим в крови при пищеварении и гуморальным путем возбуждающим желудочную секрецию. Особенно активны в этом отношении вещества, содержащиеся в мясном бульоне, капустном отваре, отварах рыбы, грибов, овощей.

Кроме того, под влиянием соляной кислоты и продуктов переваривания в слизистой оболочке желудка, образуется особый гормон – гастрин, который всасывается в кровь и усиливает секрецию желудочных желез.

С возрастом, как строение, так и функция желудка изменяются. Количество желудочного сока, его кислотность и переваривающая сила зависят от рода пищи. От характера пищи зависит время переваривания её в желудке.

Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении

Частично переварившееся содержимое желудка в виде пищевой кашицы, пропитанной кислым желудочным соком, перемещается движениями мускулатуры желудка к его пилорическому отделу, а оттуда порциями поступает в начальный отдел тонкого кишечника – двенадцатиперстную кишку. Здесь пищевая масса обрабатывается соком двух основных пищеварительных желез – печени и поджелудочной железы и соком мелких кишечных желез. Под влиянием содержащихся в них ферментов происходит наиболее интенсивная химическая переработка белков, жиров и углеводов, которые , подвергаясь дальнейшему расщеплению, доводятся  в двенадцатиперстной кишке до такого состояния, что могут всасываться и усваиваться организмом. Сок, выделяемы поджелудочной железой, - бесцветная прозрачная жидкость щелочной реакции. В нем есть фермент трипсин, расщепляющий белковые вещества до аминокислот. Отделение поджелудочного сока продолжается 6-14 часов и зависит от состава и свойств принятой пищи.

В процессах переваривания пищевых веществ в двенадцатиперстной кишке важнейшую роль играет желчь. Выделение желчи печенью происходит с первого дня жизни ребенка.

Всасывание и моторная функция кишечника

Из двенадцатиперстной кишки в основном переварившиеся пищевые вещества поступают в тонкий кишечник, откуда в подвздошную кишку. В составе кишечного сока обнаружено свыше 20 ферментов, способных катализировать расщепление пищевых веществ. Однако основной функцией тонкого кишечника является всасывание. Всасывание – сложный физиологический процесс, происходящий главным образом за счет активной работы клеток кишечного эпителия.

Белки всасываются в кровь в виде водных растворов аминокислот. Углеводы всасываются главным образом, в виде глюкозы. Жиры всасываются преимущественно в лимфу в виде  жирных кислот и глицерина. Важной функцией кишечника является его моторика. За счет моторной деятельности кишечника происходит перемешивание пищевой кашицы с пищеварительными соками, её продвижение по кишке, также повышение внутрикишечного давления, что способствует всасыванию некоторых компонентов из полости кишки в кровь и лимфу.

Обмен веществ и энергии

-  основа процессов жизнедеятельности организма. Обмен веществ - характерный признак всех живых существ. Без обмена веществ жизнь невозможна. В организме человека, его органах, тканях, клетках непрерывно образуются, разрушаются, обновляются клеточные структуры и различные сложные химические соединения.

Для построения новых клеток организма, их непрерывного обновления, для работы таких органов, как мозг, сердце желудочно- кишечный тракт, дыхательный аппарат, почки и т.д.,   а  также   для   совершения   человеком   работы   нужна энергия. Эту энергию человек получает в процессе обмена веществ.   Источником   энергии,   необходимой   для   жизни служат питательные вещества, поступающие в организм.

Возрастные особенности пищеварительной системы

Основными функциями пищеварительной     системы являются:

-      доставка пищеварительных продуктов к органам, тканям, клеткам;

-      расщепление и всасывание пищеварительных продуктов;

-      участие в окислительно-восстановительных процессах;

-      участие в белковом, углеводном, жировом, водно-солевом и энергетическом обменах;

-      выделительная функция.

В кровь – сахар и аминокислоты. В лимфу – простые жиры и глицерин.

Чем меньше ребенок тем:

  1. меньше размеры и объемы всех отделов желудочно-кишечного тракта (прием пищи в небольших количествах, но часто);
  2. менее выражены процессы, происходящие в ротовой полости (дробление, смачивание и образование пищевого комка);
  3. менее выражена синхронность функции надгортанника, то есть при глотании плотно закрывается вход в дыхательное горло и наоборот – это приводит к тому, что дети чаще поперхиваются и пища попажает в дыхательные пути, а воздух в пищевод;
  4. у него функционируют молочные зубы, отличающиеся хрупкостью, способностью изъязвления и образования кариеса;
  5. соотношение длины кишечника к длине туловища больше (у взрослого 1:2,5), у ребенка (1:3,5:4);
  6. менее переваривающая сила соков желудка и двенадцатиперстной кишки;
  7. меньшим бактерицидным свойством обладает желудочный сок;
  8. менее выражена способность к расщеплению и всасыванию пищевых продуктов;
  9. менее активно осуществляются процессы всасывания воды и солей в толстом кишечнике, что может легко привести к нарушению постоянства внутренней среды;
  10. меньше количество кишечных бактерий, которые участвуют в утилизации пищевых продуктов;
  11. менее выражена функция печени и выделение ферментов поджелудочной железы.

Гигиена питания

Древним римлянам принадлежит мудрое изречение: “Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть”. Действительно, питание – одна из основных потребностей организма, так как пища дает вещества для построения клеток, тканей, органов, а также энергию, необходимую для жизнедеятельности. Вместе с тем превращение еды в самоцель вредно. Систематическое переедание ведет к нарушениям деятельности желудочно-кишечного тракта, а также к расстройствам обмена веществ с накоплением избыточной массы тела, которая является фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Индивидуальные потребности в пище различны. Даже при выполнении одной и той же работы и при одинаковом самочувствии люди потребляют неодинаковое количество пищевых продуктов. Связано это с различной степенью усвояемости питательных веществ в пищеварительном тракте, а также с различной интенсивностью обмена веществ. Сознательное отношение к питанию предполагает, что человек руководствуется при приеме пищи не только аппетитом, но также и требованиями гигиены питания. Рекомендации по рациону питания в разном возрасте различны. Развивающийся организм требует значительно больше пищи на единицу массы, чем организм взрослого человека. В преклонном возрасте, в связи с инволютивными процессами, уменьшением видов деятельности, требующих большой затраты энергии, количество пищи должно быть меньше, чем в зрелом. При этом в любом возрасте питание должно быть сбалансированным: количество потребляемой пищи должно соответствовать энергетическим затратам человека.

Пища человека должна быть разнообразной и включать различные продукты. Рацион должен отвечать следующим требованиям: обеспечивать постоянство массы тела и соответствие её возрастным нормативам (с учетом характера телосложения), покрывать все энерготраты организма, обеспечивая необходимые виды деятельности, обеспечивать нормальную работу органов пищеварения (для этого важно правильное соотношение высококалорийных, малообъемных продуктов и малокалорийных, содержащих большое количество растительной клетчатки, стимулирующей работу кишечника).

Итак:

  1. Питание должно быть полноценным, то есть содержать белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и воду. Белки и жиры по своему происхождению могут быть животными и растительными. Для детей в рационе питания должны преобладать белки и жиры животного происхождения.
  2. Питание должно быть правильным, то есть поступать в правильном соотношении и правильно распределяться в суточном рационе. Для детей младшего школьного возраста наилучшим считается соотношение белков к жирам и углеводам как 1:1:6, для детей более раннего возраста как 1:2:3, для взрослых как 1:1:4.
  3. Питание должно быть калорийным, то есть в образовании энергии большое значение имеет энергоемкость или калорийность пищевых продуктов. Вся наша жизнедеятельность – это расход и восстановление энергии: все, что поступает в организм должно быть расщеплено и усвоено, а все что расходовано организмом, должно быть восстановлено приемом этого же количества. Нормой энергетического обмена подсчитывается в условиях основного обмена, определяемым утром натощак, при нормальном покое. Расход энергии возрастает при умственных, физических и психических, стрессовых нагрузках.
  4. Питание должно быть своевременным.
  5. Питание должно быть витаминизированным.

Питание должно быть качественным, т.е. с соответствующей технологией приготовления, режимом хранения, подбором продуктов и т.д.

Значение органов выделения

Органы выделения играют важную роль в сохранении постоянства внутренней среды, они удаляют из организма продукты обмена, которые не могут быть использованы, избыток воды и солей.

В осуществлении процессов выделения участвуют легкие, кишечник,   кожа   и   почки.   Легкие   удаляют   из   организма углекислый газ, пары воздуха, летучие вещества. Из кишечника удаляются   с   калом   соли   тяжелых   металлов,   избыток всосавшихся пищевых веществ. Потовые железы кожи вы деля воду, соли, органические вещества.

Основная роль в   выделительных процессах принадлежи почкам,  которые выводят из  организма воду,  соли,  аммиак, мочевину, мочевую кислоту. Через   почки удаляется некоторые ядовитые вещества, образующиеся  в организме или принятые в виде лекарств.

Почки     поддерживают определенную     постоянную реакцию крови.

Почки имеют форму боба; наружный край почки выпуклый, внутренний вогнутый. Масса почек 120г. На вогнутом внутреннем крае почки имеется глубокая вырезка. Это ворота почки. Сюда входит почечная артерия, а выходит почечная вена и мочеточник.

Почки получают крови больше, чем любой другой орган, них происходит образование мочи из веществ, приносимых кровью.

Структурно-функциональной единицей почти  является, тельце почки - нефрон.

В нефроне различают мозговую и корковую части. В корковой части находится образования, напоминающие бочки - мальпигиевы тельца. Каждое из них окружено капсулой Шумлянского. От капсулы отходит каналец, который извивается и опускается в мозговой слой, это извитый каналец первого порядка.

В мозговом слое каналец делает изгиб и поворачивает в сторону коркового слоя. Место изгиба называют петлей Генле. Далее в корковом слое каналец второго порядка. Последний соединяется с подобным ему образованием в собирательные  канальцы, которые впадают в общий выводной проток, открывающейся на верхушке. Таких отверстий на верхушке много, все они находятся в пределах одной чашечки; чашечки открываются в лоханку, а лоханка переходит в мочеточник.  Мочеточник входит в мочевой пузырь.

Образование мочи принято делить на две фазы:

  1. образование первичной мочи;
  2. образование вторичной или конечной мочи. Первичная моча образуется из артериальной крови, протекающей по сосудистым клубочкам. Эта жидкость напоминает по составу жидкую часть крови, лишенную форменных элементов и белков. Ее образование связано с высокого артериального давления крови в клубочках, что   обеспечивает фильтрацию крови через стенку сосудов клубочка в капсулу Шумлянского. Это фильтрационная стадия.

Первичная моча, поступив в систему извитых канальцев петлю Генле, подвергается обратному всасыванию. Из нее в систему капилляров, оплетающих канальцы, поступает большая часть воды, глюкозы, аминокислот, солей и других продуктов.

Это вторая стадия реабсорбация, в результате которой в пет остается вторичная, или конечная моча. Она выводится чашечки и лоханки, затем моча переходит в мочеточник впадающий в мочевой пузырь- полый мышечный орган, который растягивается при поступлении мочи и имеет разный объем у детей разного возраста. Емкость его у новорожденного до 50 мл, в 7-10 лет 500-900 мл, в 11-12 лет -1250, у взрослого 1500 мл. Выделение мочи носитьбезусловно  рефлекторный, характер и контролируется корой головного мозга нижележащими центрами. При создании определенных условий, (“высаживании”), т.е. появляется условие, при котором начинает подключаться корковая регуляция, и возраст выделение мочи регулируется, т.е. подчиняется воле человека.

Возрастные особенности мочевыделительной системы

Чем меньше ребенок, тем:

- меньше размеры и объемы различных отделов мочевыделительной системы;

- меньше способность (эффективность) фильтрационно – реасорбционной деятельности почек;

- меньше выражена условно – рефлекторная регуляция образования и выделения мочи;

- менее выражена сосудистая сеть почек (поэтому меньшее количество нефронов);

- больше проявляется способность к образованию камней в результате кристаллизации;

- меньше выражена способность к противостоянию возмущающихся внешних агентов;

- чаще возможность появления в моче белков и некоторых солей.

Гигиена мочевыделительной системы - комплекс норм условий и требований, которые необходимо соблюдать для оптимального функционирования данной системы. Они  включают:

- Осуществление закаливания организма;

- соблюдение режима дня;

- не перегруженные   раздражающими веществами- кислым,

соленым, горьким;

- регулирование потребления солей;

- предупреждение вредных привычек;

- соблюдение правила психогигиены;

- занятия физкультурой и спортом.

Добавить комментарий