Практикум к лекции 5 по педагогике


Практикум к лекции

Основы генетического, физиологического, психологического развития личности в процессе воспитания

Задание 1

I. Выберите полный ответ. Развитие – это:

1. накопление количественных изменений в организме человека;

2. уничтожение старого и возникновение нового;

3. становление человека как социального существа, которое происходит в процессе жизни и деятельности;

4. количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов;

5. целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.

II. Какие качества передаются от родителей детям?

1. Способы мышления, особенности интеллектуальной деятельности.

2. Черты характера.

3. Тип нервной системы, темперамент.

4. Способности к различным видам деятельности.

5. Задатки, служащие основой для развития индивидуальных особенностей человека.

6. Цвет глаз, цвет кожи, группа крови, резус-фактор.

7. Социальный опыт.

8. Нравственные качества.

9. Особенности речи, памяти, внимания.

10. Воля, настойчивость, целеустремленность.

11. Жестокость, алчность, агрессивность.

12. Склонность к правонарушениям.

III. Можно ли утверждать, что ребенок, чьи родители были пьяницами, обязательно разделит их судьбу?

1. Безусловно. Если у человека неблагоприятные задатки, они со временем разовьются.

2. Разовьются ли наследственные задатки в устойчивые качества личности – это зависит от обучения, воспитания и самовоспитания.

3. В условиях неблагоприятной социальной среды ребенок с такими задатками обязательно разделит судьбу их несчастных родителей.

4. Попав в неблагоприятную среду, человек с такой наследственностью скорее станет алкоголиком, чем человек без отягчающей наследственности.

5. Это еще ни о чем не говорит.

IV. От чего главным образом зависит развитие способностей, интересов и дарований школьников?

1. От организации и осуществления целенаправленного учебно-воспитательного процесса.

2. От природных задатков.

3. От объема приобретенных знаний, умений.

4. От общения со сверстниками.

5. От числа прочитанных книг.

V. Донецкий учитель В.Ф.Шаталов успешно обучает всех учеников независимо от способностей и домашних условий. Секрет своих успехов Виктор Федорович выражает словами: «Ученик должен учиться победно!» Что играет решающую роль в достижении высоких школьных успехов его учеников?

1. Хорошая наследственность.

2. Благоприятная среда.

3. Воспитание в семье.

4. Правильно организованная познавательная деятельность.

5. Отношение к учебе.

6. Интерес к учебному предмету.

7. Личность учителя.

VI. Что такое акселерация? Выберите более точный, полный ответ

1. Процесс активной деятельности личности.

2. Ускоренное формирование интеллектуальных сил личности.

3. Ускорение индивидуального развития человека.

4. Проявление настойчивости личности в достижении поставленных задач.

5. Ускоренное физическое психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте.

Задание 2

I. Сравните несколько мнений о силе воспитательного воздействия, принадлежащих знаменитым людям. С кем вы и почему?

«Воспитание может все».

Гельвеций

«Надо детей учить как можно меньше. Это потому, что если дети вырастут, не научившись чему-нибудь, — это далеко не так опасно, как то, что случается почти со всеми детьми, особенно когда матери, не знающие тех предметов, которым обучаются дети, руководят их воспитанием, — именно то, что они получают пресыщение… учения и потому отвращение к нему».

Л.Н.Толстой

«От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах».

Вольтер

«Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не может заставить ее приносить желуди».

В.Г.Белинский

«Воспитание направляет развитие, оно – главная сила в формировании личности. Вместе с тем следует сказать, что слабость воспитания тяжело сказывается на формировании личности ребенка, так как не создает иммунитета к отрицательным условиям жизни, мирится с накоплением отрицательного опыта отношений и усугубляет своей беспомощностью те или иные вредные явления среды».

С.Л.Рубинштейн