Комплекс дидактических средств обучения. Рабочая программа


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

По  дисциплине

«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОБУЧАЮЩИЕ КОМПЛЕКСЫ»

1. Введение

Важнейшим условием развития Республики Узбекистан в современных условиях является создание совершенной системы образования и подготовки кадров на основе достижений современной экономики, науки, техники и технологий.  Указанная система должна обеспечить формирование нового поколения граждан страны, обладающих способностью ставить и решать задачи на перспективу, высокой общей и профессиональной культурой, творческой социальной и личностной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни. Каждый учащийся, получающий  среднее специальное или профессиональное образование, должен уметь ставить цели, генерировать идеи, изыскивать решения в сложных, подчас неадекватных  ситуациях. Все это определяет новые требования к качеству профессиональной подготовки, обусловленные и органично связанные с формирующимся рынком труда.

В этих условиях, особые требования предъявляются  к  педагогическим кадрам в профессиональных колледжах  и соответственно к качеству  их подготовки,   переподготовки и повышения квалификации. В то же время, педагогическая практика показывает, что в условиях  необходимости обеспечения  профессиональных колледжей   высокообразованными, всесторонне-развитыми  педагогическими кадрами,  владеющими  новым содержанием учебно-программной документации для профессионального образования  и  новыми интенсивными педагогическими технологиями,  недостаточно  отработанны содержание и  комплексное методическое  обеспечение   образования  для подготовки , переподготовки  и повышения квалификации педагогических кадров для ССПО.

Теория и практика подготовки профессионально-педагогических кадров  показывает, что  одним из главных условий обеспечения их качественной подготовки   в системе их непрерывного образования (подготовка, повышение квалификации, переподготовка), является  комплексное учебно- методическое обеспечение процесса их подготовки, то есть создание дидактических обучающих комплексов профессий (специальностей).

Курс «Дидактические обучающие комплексы» является базовым для формирования первоначальных навыков их проектирования  в профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров  по направлению «Профессиональное образование».

1.1. Цели и задачи предмета

Цель:  изучение содержания дидактических обучающих комплексов подготовки профессионально-педагогических кадров для профессиональных колледжей в Республике Узбекистан и формирование умений их проектирования на основе компьютерных технологий.

Задачей курса является:

  • знакомство с психолого-педагогическими основами разработки и использования в учебно-воспитательном процессе дидактических обучающих комплексов,
  • формирование знаний об основных принципах построения моделирующих, вычислительных, обучающих и тестирующих компьютерных программ,
  • профессиональная и психологическая подготовка студентов к их использованию,
  • подготовка студентов к  использованию  информационных технологий, как средства предметной и педагогической деятельности и созданию современных средств обучения,

1.2. Требования, предъявляемые к ЗУН студентов

В процессе изучения курса студенты должны:

  • Овладеть знаниями о классификации дидактических обучающих комплексов.
  • Изучить требования к основным компонентам дидактических обучающих комплексов.
  • Научиться разрабатывать  дидактические обучающие комплексы на основе компьютерных технологий.

1.3. Связь с другими предметами

Для изучения дисциплины студентам необходимо изучить следующие дисциплины: общая педагогика, профессиональная педагогика, новые педагогические технологии, информатика, специальные дисциплины.

1.4. Современные информационные и педагогические технологии

При изучении дисциплины рекомендуется использование следующих современных педагогических технологий: проблемного, программированного и активного  обучения,  тренингов, самостоятельной работы студентов.

Их применение позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому студенту, на основании связывания каждого звена обучения с жизненными процессами, обеспечивать возможности перехода к новым идеям,  духовно-нравственным  ценностям в  обучении и воспитании.

  1. 2. Тематический план по предмету

№ п/п Наименование темы Лекция Практич. занятия
1 Проблема наглядности в педагогике 2 2
2 Понятие о дидактических обучающих комплексах 2 2
3 Классификация дидактических обучающих комплексов 2 2
4 Характеристика компонентов ДОК 2
5 ИТ и ТСО в образовательном процессе 2
6 Электронный ДОК 2
7 Мультимедийная аппаратура
8 Методика организации учебной деятельности  с использованием ДОК 2 2
9 Этапы создания системы дидактических обучающих комплексов 2 2
ИТОГО: 17 ч 17 ч

  1. 3. Основное содержание лекций

п/п

Наименование темы Часы Срок Самостоятельная работа
1 Проблема наглядности в педагогике 2 2
Обучение на основании потоков  информации. Восприятие  информации осуществляется с помощью зрения, слуха и других органов чувств. Доставка  информации для организации действий  рефлекторного аппарата учащихся (прежде всего мышечно-двигательного). Поступление информации  по зрительному каналу восприятия  (пропускная способность зрительного анализатора почти в 100 раз выше, чем слухового). Формирование образного мышления в процессе обучения, вызов эмоций.
2 Понятие о дидактических обучающих комплексах 2 2
Определение понятий –средства обучения, дидактические обучающие комплексы. Цели разработки системы дидактических обучающих комплексов. Требования, предъявляемые к дидактическим обучающим комплексам.
3 Классификация дидактических обучающих комплексов 2 2
В соответствии с традиционной классификацией исходя из  дидактических функций  в процессе обучения: средства обучения-средства  передачи и усвоения  новой информации; средства диагностики  и  контроля  результатов обучения.

В  средствах  передачи и усвоения  новой информации: печатные средства — демонстрационные, учебные – для учащихся, методические — для преподавателя, дополнительные; оборудование – учебное для теоретического обучения, промышленное для технологической практики в учебных мастерских; ТСО — звуковые и экранные; информационные технологии – стационарные компьютеры и телекоммуникационные технологии.

4 Характеристика компонентов ДОК 2 2
Учебный план. Учебная программа. Планы – графики учебных мероприятий. Перспективно-тематический план занятия. Учебники и учебные пособия. Методические рекомендации по предмету. Первоисточники. Лабораторное оборудование Тренажеры     Приспособления. ТСО  Компьютеры.
5 ИТ и ТСО в образовательном процессе 2 2
Понятие информатизация образования. Информационные процессы.  Сбор информации. Обмен информацией Хранение информации компьютерное обучение. педагогических программных средств.
6 Электронный ДОК 2 2
Комплекс средств обучения, реализованный в электронном виде. Компоненты ЭДОК, методические требования к ЭДОК.
7 Мультимедийная аппаратура 2 2
Мультимедиа, как современная компьютер­ная технология. Компоненты мультимедийной системы текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анима­ция. Мульти­медиа-компьютеры. Мультимедийные проекционные аппараты.
8 Методика организации учебной деятельности  с использованием ДОК 2 2
Представление о состоянии и перспективах примене­ния ТСО и компьютеров в учебно-воспитательном процессе обра­зовательных учреждений разных типов. Рациональное использование  разных видов ТСО в учеб­ном и воспитательном процессах на основе общепедагогических и психологических требований. Разработка планы учебных и воспитательных заня­тий с использованием ТСО и проводить их. Использование  ТСО и компьютеров для упрощения труда по сбору, обработке, сохранению и передаче информации. Подготовка презентации и микропрезентаций экранных наглядных материалов. Изготовление раздаточных материалов.  Использование НИТО для развития собственных творческих спо­собностей, удовлетворения познавательных и профессиональных потребностей. Знание правила эксплуатации технической аппаратуры, сани­тарно-гигиенические требования и требования пожарной безопас­ности и техники безопасности при использовании ТСО.
9 Этапы создания системы дидактических обучающих комплексов 1 1
Анализ учебной программы дисциплины. Отбор содержания обучения. Составление паспорта кабинета. Разработка перспективно-тематических планов учебных занятий. Подготовка системы дидактических материалов.  Эффективность дидактических обучающих комплексов.
ИТОГО: 17 ч
  1. 4. Темы практических занятий

№п/п Наименование темы Часы Срок Самостоятельная работа
  1. 1.
Графика. 2 3
Изучение ПО и ТС для создания и коррекции изображений. Создание статических изображений.
  1. 2.
Звук. 2 3
Изучение ПО и ТС для записи голоса и аудиосопровождения.
  1. 3.
Видео. 3 4
Изучение ПО и ТС для  создания видео. Захват изображений с монитора
  1. 4.
Обработка видео файлов. 2 3
Изучение ПО и ТС, необходимых для обработки, монтажа и компиляции видеофайлов.
  1. 5.
Создание электронного учебника. 4 4
Изучение ПО для компиляции текста, графика, аудио, видео и флеш-анимации в исполняемый файл.
  1. 6.
Создание презентации. 2 3
Компиляция текста, графики, аудио, видео и флеш-анимации в исполняемый файл.
  1. 7.
Создание электронных тестов. 2 4
Изучение ПО и ТС, необходимых для создания тестов и сбора данных о результатах тестирования.
ИТОГО: 17 ч 24 ч

  1. 5. Тематика курсовых проектов

Не предусмотрено в учебном плане

  1. 6. Вопросы итогового рейтингового контроля

  1. Какую роль играют потоки информации в процессе обучения?
  2. Какие органы чувств обеспечивают процесс восприятия новой  информации обучаемыми?
  3. Какую роль выполняет зрительный анализатор в процессе усвоения новой информации?
  4. Чему равна пропускная способность каналов ухо –мозг, глаз – мозг?
  5. Укажите данные Юнеско  о процессе запоминания информации, когда человек слушает, видит, слушает и видит информацию.
  6. Для чего нужны средства наглядности (обучения)?
  7. Укажите основную функцию средств наглядности.
  8. Укажите основные виды  средств наглядности.
  9. Укажите отличия  вербальных и невербальных  методов обучения.
  10. Для чего нужны средства наглядности в учебном процессе?
  11. Что такое ТСО?
  12. Что такое Дидактические обучающие комплексы?
  13. Какие требования предъявляются к Дидактическим обучающим комплексам?
  14. Дайте характеристику компонентов ДОК
  15. Как классифицируются дидактические обучающие комплексы?
  16. Раскройте сущность и значение электронных дидактических обучающих комплексов
  17. Назовите виды электронных дидактических обучающих комплексов
  18. Что такое «средства мультимеда»?
  19. Значение мультимедийной аппаратуры?
  20. Психофизиологические основы переработки информации человеком.
  21. Информатизация образования.
  22. Понятие информации. Характеристика информационных процессов.
  23. Классификация технических средств обучения.
  24. Технические средства обучения. Функции ТСО.
  25. Дидактические принципы технических средств обучения и воспитания.
  26. Дидактические возможности технических средств обучения и воспитания.
  27. Аудио – визуальная информация и формы ее представления.
  28. Аудио-учебно информационные материалы
  29. Аппаратура статической проекции.
  30. Аппаратура динамической проекции.
  31. Применение звукозаписи в учебном процессе.
  32. Аудиальная аппаратура.
  33. Видео-учебно информационные материалы.
  34. Телевизионная аппаратура.
  35. Световая статическая проекция. Диапроекция.
  36. Световая статическая проекция. Эпипроекция.
  37. Проекция и ее виды.
  38. Световая статическая проекция. Графопроектор.
  39. Применение компьютера в учебно-воспитательном процессе.
  40. Вспомогательные технические средства обучения.
  41. Обучающая программа и ее разновидности.
  42. Оценка обучающих программ.
  43. Уровни проектирования обучающих программ.

  1. 7. Самостоятельная работа

  1. Восприятие учебной информации
  2. Психологические особенности использования ТСО
  3. Компьютер как современное техническое средство обработки информации
  4. Устройство и принципы действия компьютера
  5. Экранные средства обучения и воспитания
  6. Методика применения статичных экранных пособии
  7. Гигиенические нормы и требования безопасности при работе с техническими средствами в образовательных учреждениях
  8. Дидактические основы использования технических средств бучения и воспитания
  9. Дидактические функции средств обучения
  10. Комплексное использование традиционных технических средств обучения
  11. Подготовка учителя к использованию технических средств обучения в учебно-воспитательном процессе
  12. Электронный учебник
  13. Гипертекст
  14. Когнитивная графика
  15. Информационные объекты
  1. 8. Критерии, разбалловка и порядок оценки знаний
Вид контроля Баллы
Текущий
ЖН-I 20
ЖН-II 20
Рейтинговый
ОН-I 15
ОН-II 15
Итоговый
ЯН 30
Итого: 100

56-70 баллов – “3”

71-85 баллов – “4”

86-100 баллов – “5”

I-ЖН max 20 баллов:

студент посетил минимум 7 занятий,

имеется конспект лекций,

на практических занятиях выполняет тестовые задания,

выполняет лабораторные работы.

знает основные понятия и определения изученных тем.

II-ЖН max 20 баллов:

студент посетил минимум 7 занятий,

имеется конспект лекций,

на практических занятиях выполняет тестовые задания,

выполняет лабораторные работы.

знает основные понятия и определения изученных тем.

max 15 баллов:

Студент при ответе на вопросы использует не только информацию, полученную во время лекционных занятий. В своих ответах приводит дополнительные факты, почерпнутые из учебной литературы. Ответы иллюстрируются примерами. Ответы абсолютно верные и полные, охватывающие все аспекты рассматриваемого предмета.

Текущий контроль

40 баллов

Промежуточный рейтинговый контроль

30 баллов

Итоговый рейтинговый контроль

30 баллов

Текущая работа

— участие в опросах на семинарах                                             – 10 баллов

— тестирование                                                                            – 10 баллов

— ведение конспекта                                                                   – 10 баллов

30

I-ОН

3 вопроса по 5 баллов

II-ОН

3 вопроса по 5 баллов

15

15

ЯН

6 вопросов по 5 баллов

30

Самостоятельная работа*

  1. подготовка стендов
  2. выполнение плакатов
  3. подготовка электронных материалов (анимации, презентаций, оформление лекций и т.д.)
  4. выполнение творческих заданий (кроссворды, тесты, сценки, «проведение урока» и т.д.)
  5. самостоятельное изучение заданной темы (20 листов)

10

* выбирается один из перечисленных видов работы, объем выполняемой работы и срок сдачи, обсуждаются с преподавателем.


  1. 9. Информационно-методическое обеспечение
  1. Национальная программа по подготовке кадров// «Учитель Узбекистана», 1997, 15 октября.
  2. Бабанский Ю.К. Дидактические проблемы совершенствования учебных комплексов // Пробл. школьн. учебн. Вып. 8. -М.: Просвещение, 1999.
  3. Волкова С.Р. Проектирование УМК подготовки педагогических кадров // Состояние и перспективы развития непрерывного образования в Казахстане» Международная научно- практическая конференция. -Алма-Аты: Индустриально- педагогическая академия,  2005, 22-23 апреля.
  4. Волкова С.Р.  Совершенствование учебно-методических комплексов обучения профессии. –Т.: ИПК и ПККССПО, 2006.-68с.
  5. Компьютерная поддержка взаимодействия спец. психолога и педагога. О.И. Кукушина Институт коррекционной педагогики ТФ /статья //Дефектология 2002 №2
  6. 9.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. 6-е изд. Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000г.
  7. Бальцюк Н.Б. и другие Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе.
  8. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М., 2000.
  1. 10. Средства обеспечения изучения предмета
Неделя № темы
Наименование вопросов, изучаемых на лекции
семинары Наглядные пособие Самостоятельная работа студента
Часы Литера

тура

1 1 Проблема наглядности в педагогике 4 Образцы ДОК 1:3-12

2:5-10

2 2 Понятие о дидактических обучающих комплексах 4 Образцы ДОК 12:11-13

3:22-26

3 3 Классификация дидактических обучающих комплексов 4 Таблица ДОК 4:15-17

3:30-34

4 4 Характеристика компонентов ДОК 4 Таблица ДОК 5:20-24

7:34-36

5 5 ИТ и ТСО в образовательном процессе 4 Образцы работ с использованием компьютера 9:25-27

10:37-39

6 6 Электронный ДОК 4 Образцы работ с использованием компьютера 11:40-42

3:39-41

7 7 Мультимедийная аппаратура 4 Образцы работ с использованием компьютера 4:50-53

6:42-44

8 8 Методика организации учебной деятельности с использованием ДОК 4 Образцы работ с использованием компьютера 7:60-65

8:50-54

9 9 Этапы создания системы дидактических обучающих комплексов. 4 Образцы работ с использованием компьютера 9:67-68

7:55-60

11. Материально-техническое обеспечение

  1. Тестовый центр.
  2. Мультимедийные аудитории (754, 954)