11 Методы и средства…

Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с. [стр.470-510].

2. Ерецкий М.И. Совершенствование обучения в техникуме: Учеб.-метод. Пособие. – М.Высшшк., 1987. – 264с. [стр.85-111].

Дополнительная литература для самообразования

1. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., 1981.

2. Голиш Л.В. Технологии обучения на лекциях и семинарах/Учебное пособие// Под общей редакцией академика С.С.Гулямова. — Т.:ТГЭУ, 2005.

3. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат и др. – М.: Академия, 2000.

4. Шадмонов Ш.Ш., Баубекова Г.Д., Халикова Г.М. Инновационные методы обучения в экономическом образовании. Т.: ФАН, 2002.

5. Фарберман Б.Л., Мусина Р.Г. и др. Инструменты развития критического мышления // Т.: Минвуз, 2002.

6. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.

Ключевые слова

Метод, практический метод, наглядный метод, словесный метод, работа с книгой, видеометод, рассказ, беседа, лекция, демонстрация, иллюстрация, упражнение, лабораторный метод, практический метод, познавательная игра, методы программированного обучения, обучающий контроль, ситуационный метод, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое метод обучения?

2. Раскройте сущность традиционной классификации методов

3. Какие общие функции выполняют все методы обучения?

4. Раскройте содержание метода рассказа

5. В чем сущность беседы?

6. Какими особенностями отличается метод лекции?

7. Что такое учебная дискуссия?

8. Раскройте методы работы с книгой.

9. В чем сущность демонстрации?

10. Чем отличается от демонстрации иллюстрация?

11. Раскройте содержание видеометода.

12. Когда и зачем применяются упражнения?

13. Что такое лабораторный метод

14. В чем особенности практического метода?

15. Когда и с какой целью применяются познавательные игры?

16. Раскройте особенности методов программированного обучения.

17. что такое обучающий контроль?

18. Как осуществляется выбор оптимальных методов обучения?

19. Как классифицируются Учебно-наглядные пособия?

20. Как классифицируются Технические средства обучения?

21. Как проводится выбор Технических средств обучения?

1.

Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы – средства обучения» является определяющей.

Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обуче¬ния. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В области методов больше всего проявляется собственное творчест¬во, индивидуальное мастерство педагога, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. Рассмотрим сущность и особенности традиционной классификации методов обучения.

Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах, уточняется для нынешних условий. Общий признак выделяемых в ней методов — источник знаний. Таких источников три: прак¬тика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один — книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник инфор¬мации — видео в сочетании с новейшими компьютерными сис¬темами.

В данной классификации выделяется пять методов: прак¬тический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод, и каждый из них имеет модификации — способы выражения (см. табл. ).

Таблица

Практичес¬кий Наглядный Словесный Работа с книгой Видеометод

Опыт

Упражнение

Учебно-

производи-тельный труд

Иллюстрация,

Демонстрация,

Наблюдения

учащихся

Объяснение

Разъяснение

Рассказ

Беседа

Инструктаж

Лекция

Дискуссия

Диспут

Чтение

Изучение

Реферирование

Беглый просмотр

Цитирование

Изложение

Составление

Плана

Конспектирова-ние Просмотр

Обучение

Упражнения

под контролем «электронного

учителя»

Контроль

Установлено, что методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную. Посредством метода достигается цель обучения — в этом его обучающая функция, обусловливаются те или иные темпы и уровни развития учащихся (развивающая функция), а также результаты воспитания (воспитывающая функция). Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единствен¬ным стимулятором познавательной деятельности — в этом заключается его побуждающая функция. Наконец, посредством всех методов, а не только контролирующих учитель диагности¬рует ход и результаты учебного процесса, вносит в него необ¬ходимые изменения (контрольно-коррекционная функция).

2.

Рассказ относится к словесным методам устного изложения. Ве-дущая его функция — обучающая, сопутствующие функции — развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная. Рассказ— это монологическое изложение учеб¬ного материала, применяемое для последовательного, система¬тизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

По целям выделяются: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Назначение первого — подготовить учащихся к изучению нового материала, второй служит для изложения намеченного содержания, а третий — заключает отрезок обучения. Эффективность метода зависит главным образом от умения преподавателя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, им используемые, понятны для учащихся и соответст¬вуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа долж¬но опираться на имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убеди-тельной речи, учит грамотно выражать свои мысли.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ведущая функция — побуждающая, но с не меньшим успехом метод выполняет и другие функции. Нет метода столь разностороннего и эффективного во всех отношениях. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего учащиеся шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасном средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания. Ве¬лика также воспитательная роль беседы.

Беседа наиболее эффективна для:

- подготовки учащихся к работе на уроке;

- ознакомления их с новым материалом;

- систематизация и закрепление знаний;

- текущего контроля и диагностики усвоения знаний.

От других методов словесного изложения лекция отличается более строгой структурой, логикой изложения учебного материала, обилием сообщаемой информации, сис¬темным характером освещения знаний. Предметом лекции является преимущественно описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей главным образом причинно-следственного характе¬ра.

Условия эффективности лекции:

— составление преподавателем детального плана лекции;

— сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой, це¬лью и задачами лекции;

— логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;

— краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана;

— логические свези при переходе от одной части лекции к другой;

— проблемность и эмоциональность изложения;

— живой язык, своевременное включение примеров, сравне¬ний, ярких фактов;

— контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся;

— многостороннее раскрытие важнейших положений лекции;

— оптимальный темп изложения, позволяющий учащимся за¬писать основные положения лекции;

— выделение (задиктовка) того, что следует записать;

— использование наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео), облегчающей восприятие и понимание изучаемых положений;

— сочетание лекций с семинарскими, практическими занятия¬ми, на которых обстоятельно разбираются отдельные положения.

Лекция экономит учебное время, является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания ин¬формации, который в зависимости от условий может колебать¬ся от 20 до 50%.

Среди методов, которые постепенно входят в практику нашей школы, следует выделить учебную дискуссию. Она давно и успешно применяется в учебных заведениях западного мира, обес¬печивая хорошие результаты при решении тех задач, где другие методы оказываются менее эффективными. Смысл дискуссии со¬стоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Главная функция учебной дискуссии — стимулирование познавательного интере¬са; вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная.

Работа с книгой стала важнейшим методом обучения с тех пор, как в появились книга. Главное достоинство мето¬да — возможность для учащегося многократно обрабатывать учеб¬ную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебных книг эффективно ре¬шаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений.

Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознаком¬ление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на определенные вопросы, изучение материала, ре¬ферирование отдельных отрывков текста или всей книги, реше¬ние примеров и задач, выполнение контрольных тестов, наконец заучивание материала на память. Поэтому в зависимости от це¬лей данный метод имеет ряд модификаций.

Среди факторов, определяющих эффективность данного мето¬да, наиболее важными являются умение свободно читать и по¬нимать прочитанное, выделять главное в изучаемом материале; умение вести записи, составлять структурные и логические схе¬мы (опорные конспекты); умение подобрать литературу по изучаемому вопросу.

Метод демонстрации заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Он служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для оз¬накомления с внешним видом предмета, его внутренним устрой¬ством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внеш¬него вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются (дыхание лягушки, действие прибора и т. д.).

Нужно отличать демонстрацию как активный метод познания от простого показа. В процессе «активной» демонстрации, приобретающей проблемный или исследовательский характер, вни¬мание учащихся концентрируется на существенных, а не случай¬но обнаруженных свойствах предметов, явлений, процесса.

Эффективности демонстрации способствует правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание учащихся на су¬щественные стороны демонстрируемых явлений, а также пра¬вильное сочетание различных методов. Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый объект, могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами, чтобы важней¬шие существенные стороны объекта производили на учащихся наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания, а также обеспечивалась возможность самостоятельного измерения изучаемых качеств объекта.

К методу демонстрации тесно примыкает метод иллюстрации, который по традиции в отечественной дидактике рассматривает¬ся как самостоятельный. Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п.

Видеометод как отдельный метод обучения стал возможен благодаря интенсивному проникновению в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации — кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебно¬го телевидения, видео проигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации. Этот метод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции. Метод основывается преимущественно на наглядном восприятии информации

Эффективность видеометода мало зависит от личного мастер¬ства учителя, скорее она находится в прямой связи с качеством видеопособий и применяемых технических средств.

Среди практических методов наибольшей эффективностью от-личаются упражнения. Этот метод обучения представляет собой планомерное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками. Систематическое упражнение — прове¬ренный и надежный метод успешного и продуктивного труда. Достоинство метода состоит в том, что он обеспечивает эффектив¬ное формирование умений и навыков, а недостаток — в слабом выполнении побуждающей функции.

Чтобы упражнения были эффективными, они должны от¬вечать ряду требований. К ним относятся сознательная направ¬ленность учащегося на повышение качества деятельности, знание правил выполнения действий, сознательный учет и кон¬тролирование условий, в которых оно должно выполняться, учет достигнутых результатов, распределение повторений во времени.

Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащимися. Опыты могут проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требу¬ется гораздо большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдате¬лями, а не участниками и исполнителями исследований. Лабора¬торный метод дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает превосходные условия для формирования важных практических умений: измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать их с уже имеющимися, проверять известные и выбирать новые пути са¬мостоятельных исследований.

Отличие практического метода от лабораторного заключает¬ся в том, что в деятельности учащихся преобладает применение уже полученных знаний к решению практических задач. На пер¬вый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Метод выполняет функцию углубления знаний, умений, способ¬ствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности. Выделяют пять этапов, через ко¬торые обычно проходит познавательная деятельность учащихся

• объяснение учителя — этап теоретического осмысления ра¬боты;

• показ — этап инструктажа;

• проба — этап, на котором два-три ученика выполняют ра¬боту, а остальные наблюдают и под руководством преподавателя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка:

• выполнение работы — этап, на котором каждый самостоя¬тельно выполняет задание; учитель на этом этапе особенное вни¬мание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с за¬данием;

• контроль — на этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отно¬шение к времени, материалам, скорость и правильное выполне¬ние задания (Е.Я. Голант).

Познавательная игра (дидактическая) — это специально соз¬данная ситуация, моделирующая реальность, из которой учащимся предлагается найти выход. Главное назначение мето¬да — стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобра¬зователем действительности.

Программированное обучение направлено на повышение эффективности управления учебным процессом и подразумевает значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемое в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств.

Существуют три основных системы программи¬рования учебного материала: линейная, разветвленная и смешан¬ная (комбинированная). В линейной программе материал разбивает¬ся на маленькие порции (дозы), которые последовательно (линейно) предъявляются для изучения. В разветвленную программу вводят¬ся дополнительные разъяснения в тех случаях, когда учащиеся ошибаются или затрудняются с ответами. Смешанная программа

- представляет собой комбинацию линейной в разветвленной.

Рисс со стр 505

Главная функция обучающего контроля — контрольно-коррекционная, но при этом очень важно обеспечить органическое включение контроля в учебный процесс и достичь того, чтобы контроль стал не обособленным элементом учебного процесса, а одновременно выполнял обучающие, развивающие, воспитатель¬ные, побуждающие функции. В данном методе различают ряд модификаций, отличающихся между собой организацией кон¬трольных срезов, основаниями для накопления информации, способами получения и обработки данных диагностических и тестовых измерений и т. д.

Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. Правильность ответов определяется учите¬лем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.

Письменный контроль выполняется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т. п., которые могут быть кратковременными и длительными, различаться глубиной диагностики (поверхностный срез или ос¬новательный анализ).

Лабораторный контроль направлен на проверку умений учащихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке; часто сочетается с письменными и гра¬фическими работами, решением экспериментальных задач, тре¬бующих проведения опытов.

Машинный (программированный) контроль при наличии электронно-вычислительной техники и контролирующих про¬грамм применяется на всех этапах изучения учебных предметов. Отличается высокой объективностью.

Тестовый контроль может быть безмашинным и машинным. В основе такого контроля лежат тесты — специальные задания, выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о на¬личии (или отсутствии) у учащихся определенных знаний, умений.

Самоконтроль предполагает формирование умения самостоя¬тельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать спо¬собы устранения обнаруживаемых пробелов.

Ситуационный метод скомбинирован из многих путей и спо¬собов. Применяется педагогом тогда, когда ни один из известных изолированных методов не дает возможности быстро и эффектив¬но достичь намеченных целей в конкретных условиях. Поэтому метод называется еще творческим, нестандартным. Признается не всеми педагогами. Главную роль в выборе и применении данного метода играет ситуация. Метод позволяет принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, вытекающие из намеченной цели в создавшихся условий.

3.

На выбор методов влияют многие причины. В табл. они све¬дены в иерархическую систему (И. П. Подласый, 1989).

Таблица

Иерархия факторов, влияющих на выбор методов

Фактор Влияние фактора Место

Цель обучения. Уровень обучения, который необходимо достигнуть 0,9 1

Уровень мотивации обучения 0,86 2

Реализация принципов, закономерностей обучения 0,84 3

Объем требований и содержания, который необходимо реализовать 0,8 3

Количество и сложность учебного материала 0,78 5

Уровень подготовленности учащихся 0,7 6

Активность, интерес учащихся 0,65 7

Возраст. Работоспособность учащихся 0,62 8

Сформированность учебных навыков. Учебная тренированность и выносливость 0,6 9

Время обучения 0,55 10

Материально-технические, организационные условия обучения 0,5 11

Применение методов на предыдущих уроках 0,4 12

Тип и структура занятия 0,38 13

Взаимоотношения между учителем и учащимися, которые сложились в процессе труда (сотрудничество или авторитарность) 0,37 14

Количество учащихся в классе 0,36 15

Уровень подготовленности учителя 0,35 16

4.

Как известно, ТСО не могут заменить преподавателя, но снижают напряженность его труда, ускоряют обработку информации, облегчают восприятие и понимание сложных процессов и явлений, способствуют прочности усвоения знаний, умений, навыков.

Учебная деятельность состоит из трех видов действий: ориентировочных (учебных), исполнительских (практических) и контрольных.

По указанным видам действий и классифицируются ТСО. Технические средства информации (ТСИ) помогают выполнять ориентировочные действия: ускоряют обработку информации, повышают эффективность восприятия сложных явлений, оптимизируют ориентировку в предстоящих исполнительских и контрольных действиях. Технические средства для упражнений (ТСУ) помогают эффективно провести исполнительские действия: перерабатывать информацию, упражняться в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, позволяют индивидуализировать обучение в соответствии с особенностями каждого учащегося. Кроме того, они дают возможность уменьшить затраты инструкторов и учебных мастеров и снизить затраты на оборудование. Технические средства контроля (ТСК) ускоряют проверку результатов контроля, позволяют при этом частично или полностью автоматизировать проверку, заменить высококвалифицированного преподавателя лаборантом или даже учащимся. Они помогают обеспечить объективность проверки и регулярность работы обучающихся.

Рис. . Классификация ТСО.

5.

Правильность выбора разновидностей и конкретных моделей ТСО определяется, в первую очередь, теми составляющими учебной деятельности, для которых они предназначены. Существенными факторами выбора являются цели обучения:

- по качеству усвоения, что определяется уровнем усвоения;

- по научности изложения информации, что характеризуется ступенью абстракции;

- по универсальности умений (навыков), характеризуемая типом ориентировочной основы действия.

Выбор решающим образом зависит от условий, в которых предполагается проводить обучение, т.е. от принятой дидактической системы.

Имея ряд ТСО, нужно начинать выбор с самого простого – с классной доски. Если выполнить нужное нам изображение слишком сложно, если неизбежен «простой» преподавателя и учащихся – откажемся от доски, посмотрим, нельзя ли обойтись плакатом, диапозитивами. И только в тех случаях, когда статичная проекция нас не устраивает, следует обратиться к наиболее сложным и дорогостоящим средствам – кино, телевидению. Таким образом, выбор должен идти по принципу – от простого к сложному, а останавливаться надо на том средстве, которое необходимо и по своим дидактическим возможностям достаточно для выполнения поставленной преподавателем цели.