Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с. [стр.229-288].

Дополнительная литература для самообразования

1. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М., 1997.

2. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. – М., 1988.

3. Хроменков Н.А. Образование. Человеческий факто. Общественный процесс. – М., 1989.

4. Сластенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. – И., 1991.

5. Эверт Н.А., Сосновский А.И., Кулиев С.Н. Критерии оценки деятельности учителя. – И., 1991.

6. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995.

7. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.

8. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. – М., 1986.

9. Азаров Ю.П. Искусство воспитания. – М., 1985.

10. Елканов С.б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М., 1989.

11. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.

12. Подласый И.П. Диагностика и экспертиза педагогических проектов. – Киев, 1998.

Ключевые слова

Педагог, управление, целеполагание, диагностирование, прогнозирование, проект, план, организационная, информационная, контрольная, оценочная, коррекционная функции, анализ результатов, педагогические способности, организаторские, дидактические, персептивные, коммуникативные, суггестивные, исследовательские, научно-познавательные, профессиональный потенциал.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает понятие «профессиональная педагогическая деятельность»?

2. Перечислите функции преподавателя.

3. Какая функция педагога является главной?

4. Как связаны функции преподавателя с этапами разработки педагогических проектов?

5. Что означают требования к преподавателю?

6. Какова структура педагогических способностей?

7. Какие способности относятся к главным?

8. Что означает понятие «педагогическое мастерство»?

9. Раскройте особенности педагогического общения.

10. Можно ли научиться мастерству?

11. Какова формула профессионального потенциала педагога?

12. Какие компоненты входят в систему профессионального потенциала педагога?

13. Раскройте сущность понятия «идеальный педагог».

14. Что такое мастерство учителя как система?

15. Какова структура педагогического мастерства?

16. Какие качества педагога занимают первые места по оценкам учащихся?

17. Что изучает педагогическая квалиметрия?

18. По какому принципу проводится аттестация преподавателей за рубежом?

19. Проанализируйте двухзвенную модель квалификации.

20. Дайте оценку шестизвенной модели аттестации.

1.

Личность организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в колледже – это преподаватель. Преподаватель – (педагог, наставник, мастер, наставник) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально». На профессионально педагогической деятельностью занимаются почти все люди, но только преподаватели знают, что, где и как нужно делать. Умеют действовать и в соответствии с педагогическими законами несут в установленном порядке ответственность за качественное исполнение своего профессионального долга. При этом не принимаются во внимание не вероятностный характер результатов педагогического труда, ни параллельные влияния, значительного количества педагогических факторов на эффективность обучения и воспитания. Ни отдаленность проявления формируемых качеств личности.

Человек ставший за учительский стол ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого учащегося, подрастающего поколения, общества и государства, характеризуется преподавательская должность. Какими будут результаты труда педагогов сегодня – каким будет наше общество завтра.

Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Конечно же главными направлениями приложения педагогических усилий является обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся. За каждым из них преподаватель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Все же посмотрев в корень педагогического дела, мы установим, что лежит в основе профессиональной педагогической деятельности и выясним: что главная функция преподавателя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

Не учить, а направлять учение. Не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван преподаватель. Чем он отчетливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим учащимся. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами свободно осуществляемого учащимися, а на самом деле – управляемого педагогом выбора.

Первая функция педагога, возникающая уже на стадии замысла проекта – целеполагание.

Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся: уровне их подготовленности, возможности развития. Это достигается диагностированием (от греч. diagnosis – распознавание = dia – прозрачный + gnosis – значение).

В неразрывной связи с диагностированием осуществляется прогнозирование (от греч. prognosis – предвидение = pro – вперед + gnosis – знание). Оно выражается в умении преподавателя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях. И исходя из этого определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества.

Рис 9 стр 234.

Получив диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, профессиональный педагог приступает к составлению проекта учебно-воспитательной деятельности. Проективная, проектировочная функция преподавателя заключается в конструировании модели предстоящей деятельности в выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделение конкретных этапов достижения цели формирования для каждого из этих частных задач, определение видов и форм оценки полученных результатов и т.д.

Диагноз, прогноз, проект становится основным для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

Диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование – педагогические функции, выполняемые преподавателями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

На следующем этапе реализации намерений преподаватель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.

Организационная, организаторская деятельность преподавателя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничество с ними в достижении намеченной цели. Сотрудничество, о котором уже шла речь – нормальное решение организационной задачи в современных условиях.

Сущность информационной функции ясна. Преподаватель – главный источник информации для обучаемых. Он знает все обо всем, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс и в нем будут происходить намеченные изменения.

И, наконец, на завершающем этапе любого педагогического проекта преподаватель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела: какова эффективность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли, как избежать этого в дальнейшем и т.д.

2.

Особое профессиональное и общественные функции преподавателя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей – своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности, предъявляющих повышенные требования к личности преподавателя, его моральному облику.

Первое требование к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей. Главные группы педагогических способностей:

1. Организаторские – умение преподавателя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итог сделанному и т.д.

2. Дидактические – умение подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышает учебно-познавательную активность и т.д.

3. Персептивные – умение проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

4. Коммуникативные – умение устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

5. Суггестивные – эмоциональное влияние на обучаемых.

6. Исследовательские – умение познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

7. Научно-познавательные – установление научных знаний в избранной отрасли.

Преподаватель должен обладать следующими качествами:

Профессиональными – трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда, изобретательность, сообразительность, настойчивость, готовность к самостоятельному разрешению любых ситуаций и т.д.

Человеческими – человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокое нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура, активность, творчество, выдержка, самообладание, душевная чуткость, справедливость, требовательность и др.

Личностные – владение предметом преподавания, методикой преподаваемого предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкие культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство, любовь к своему профессиональному труду, научная увлеченность, эрудиция и др.

3.

Профессиональный потенциал (лат. potensia – обобщенная способность, возможность, сила) – главная характеристика педагога. Это совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности в заданном уровне.

Профессиональный потенциал определяется как система естественных и приобретенных в процессе профессиональной подготовки качеств:

ППП = Пнеп +Пчип +Пдсп + Пдпд,

где

ППП – профессиональный потенциал педагога;

Пнеп – неизменяемая часть потенциала, обусловленная общими врожденными способностями личности;

Пчип – частично изменяемая (прогрессивная) часть потенциала, обусловленная естественными специальными способностями личности, развитием последних в процессе профессиональной подготовка и практической деятельности;

Пдсп – компонент потенциала, добавляемый специальной подготовкой в вузе (специальный);

Пдпд – часть потенциала, приобретаемая в процессе практической деятельности педагога.

Общая структура понятия «профессиональный потенциал» достаточно сложная и многоплановая. С одной стороны, ППП содержит в себе соотношение ориентации как наклонности к педагогической деятельности и действительной ситуации деятельности. При таком подходе подчеркивается значение приобретений и естественной способности к занятиям педагогической деятельностью. С другой стороны, ППП отражает отношение педагога к профессиональной деятельности. Это значит, что одних лишь способностей, даже когда они есть, мало для качественного выполнения профессиональных обязанностей. С третьей стороны, ППП трактуется как возможность выполнять свой труд на уровне требований, налагаемых педагогической профессией, в сочетании с индивидуальным пониманием сущности педагогического процесса – стилем учебно-воспитательной деятельности. Наконец, с четвертой стороны, ППП – это концентрирование приобретенных качеств, т.е. система приобретенных в процессе подготовки знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности.

Ближайшим по отношению к ППП общим понятием является педагогический профессионализм. Профессионализм сводится к способности рассчитывать течение педагогических процессов, предвидеть их последствия, опираясь при этом на знание общих обстоятельств, условий и конкретных причин. Иными словами, профессионализм – это умение мыслить и действовать профессионально.

Использование понятия профессионального потенциала помогает разобраться в иерархии понятий, его составляющих, достичь правильного выделения общих условий и конкретных факторов.

4.

Если смотреть на программу профессионального потенциала педагога практически, то здесь на первый план выдвигается интегральное качество – учительское мастерство.

В педагогической теории исторически сложились два подхода к пониманию учительского мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Но поскольку метод неотделим от личности педагога, то никакого противопоставления тут нет, разница только в том, под каким углом зрения рассматривается мастерство – как метод через личность его реализующего или через личность педагога, реализующего метод.

Чтобы овладеть мастерством, надо миноге знать и уметь. Надо знать законы и принципы воспитания, его слагаемые. Нужно уметь в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества.

Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Настоящий преподаватель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к учащемуся, зажечь мысль, взволновать его. Такой преподаватель глубоко знает свой предмет, перспективы развития той науки, основы которой преподает, он знает современную литературу, новости культуры, спорта, умеет проанализировать международные события, он постоянный читатель популярных журналов, которые любят его воспитанники. Но одних знаний мало. Преподаватель может знать и любить предмет, но не владеть умением донести свои знаний до учащихся.

Итак, мастер – это преподаватель, в совершенстве владеющий современными методами преподавания.

Можно ли этому научиться? Опыт многих преподавателей-мастеров показывает, что можно. Большинство преподавателей при желании и должных условиях в состоянии овладеть основными современными приемами обучения. Путь к этому нелегок, требует напряженной систематической работы. Этапы этого пути такие:

• Наблюдение за работой мастеров

• Постоянное самообразование

• Изучение специальной литературы

• Внедрение в собственную практику новых методов преподавания,

• Самоанализ

Нельзя, конечно, механически перенимать опыт другого преподавателя.

5.

Отдельного рассмотрения заслуживает проблема аттестации преподавателей. Под ней понимают изучение педагогов с целью установления соответствия занимаемой должности и присвоения одной из квалификационных категорий. Аттестация педагогических работников учебно-воспитательных учреждений проводится в соответствии с целью активизации творческой профессиональной деятельности, стимулирования непрерывного профессионального образования, повышения у педагогов мотивации качественного труда, профессиональной ответственности за результаты обучения и воспитания.

Аттестация преподавателей основывается на принципах демократичности, систематичности, коллегиальности, морального и материального поощрения, стимулирования непрерывного образования, гласности.

Квалификация служит механизмом обеспечения аттестации, дает для нее необходимый инструментарий, исследовательский средства.

В зарубежной педагогике показателями педагогического мастерства выступают наиболее значимые и измеряемые характеристики педагогической деятельности. С 20-х годов берет начало традиционная система признаков педагогической квалификации:

1. Идеологические характеристики педагога.

2. Научно-теоретическая подготовленность.

3. Методика преподавания предмета.

4. Психолого-педагогическая культура

5. Общая культура.

Дополнительно изучаются:

• Работа по повышению квалификации,

• Качество занятий и внеклассной деятельности.

• Эмоциональность и занимательность воспитательных дел.

• Умение осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания.

• Осуществление индивидуальной помощи семье в воспитании и перевоспитании детей.

В 1990 г. предложена более перспективная 8-звенная модель аттестации педагогов. К числу важнейших критериев педагогической квалификации относятся следующие, взятые в пропорциях:

1. Качество учебных занятий – 60%

2. Мнение учащихся – 5%

3. Мнение родителей – 5%

4. Оценка администрации – 5%

5. Оценка коллег – 5%

6. Стаж – 5%

7. Награды – 5%

8. Самооценка педагога – 10%

• оценочный лист «преподаватель газами студентов»

• книжка по аттестации преподавателей в конце года, индивидуальный план преподавателей на год.

Добавить комментарий

Навигация по записям