13 Контроль качества…


Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с. [стр.544-571].

Дополнительная литература для самообразования

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. – М., 1984.

2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1987.

3. Гузик Н.П. Учить учиться. – М., 1981.

4. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. – М., 1982.

5. Розенберг Н.М. Изменения в дидактике. – Киев, 1985.

6. Фридман Л.М., Волков К.Н. психологическая наука – учителю. – М., 1985.

Ключевые слова

Диагностика, диагностирование обученности, диагностирование обучаемости, контроль, проверка, оценивание, отметка, объективность, систематичность, наглядность, предварительное выяснение уровня ЗУН, текущая проверка, повторная проверка, периодическая проверка, итоговая проверка, тест, действенность, дифференцированность, эффективность, диагностирование обучаемости.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое диагностирование обученности?

2. Что такое контроль знаний, умений, навыков?

3. Что такое проверка знаний, умений?

4. Что такое оценивание и оценка?

5. На каких принципах основывается диагностирование, контроль и проверка знаний?

6. Назовите функции контроля.

7. Какие типовые недостатки выявлены в массовой практике контроля, проверки, оценки знаний?

8. Какие недостатки имеет пятибалльная система знаний?

9. Что такое тестирование обученности, достижений, развития?

10. Какие критерии существуют для оценки диагностических тестов?

11. В чем особенности программированного, компьютерного тестирования?

12. Что такое обучаемость?

13. Как диагностируется обучаемость учащихся?

14. Для каких целей используются результаты диагностирования обучаемости?

1.

Диагностика – это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов.

Различают диагностирование обученности, т. е. достиг¬нутых результатов, промежуточных состояний обученности — успеваемости, а также обучаемости — возможностей об¬учаемых.

В диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучае¬мых. Последняя преимущественно лишь констатирует резуль¬таты, не объясняя их происхождения. Диагностирование же рассматривает результаты в связи с путями, способами их дости¬жения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Контроль, оценивание знаний и умений обучаемых вклю¬чаются в диагностирование как необходимые составные час¬ти.

В новой демократической школе не должно быть формального контроля. Дидактических контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным прежде всего самому обучаемому.

Демократизация школьной жизни требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы. В системе диагностирования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества. Прежде всего результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим фактором. Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит и контролирования), оценка из нелюбимого в прошлом для многих учащихся средства принудительного обучения превращается в способ рационального определения личного рейтинга – показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе.

2.

В нынешней теории еще нет установившегося подхода к определению понятий «оценка», «контроль», «проверка», «учет» и других, с ним связанных. Нередко они смешиваются, взаимозамещаются, употребляются то в одинаковом, то в различном значении.

Общим родовым понятием выступает «контроль», означающий выявление, измерение, и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка – составной элемент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между преподавателем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени усвоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего.

Кроме проверки, контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. В табелях успеваемости, классных журналах, базах данных и т.д. оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаков и т.п.).

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются тоги (результаты контроля). Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются в процентах или баллах, а качественные – в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т.п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» — балл 5). Очень важно при этом понимать, что оценка это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение.

Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка — единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мо¬тивации, влияния на личность. Именно под влиянием объектив¬ного оценивания у учащихся создается адекватная само¬оценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности учащихся и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностичес¬кой значимости и объективности.

Важнейшими принципами диагностирования н контролирова¬ния обученности (успеваемости) учащихся являются объектив¬ность, систематичность, наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностичес¬ких тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, уме¬ний. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования, а также педагогов, осуществляющих диагностирование.

Требование принципа систематичности состоит в необхо¬димости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса — от начального воспри¬ятия знаний и до их практического применения. Систе¬матичность заключается и в том, что регулярному диагно¬стированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплекс¬ного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, про¬верки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит нагляд¬ный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка — это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним и об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать зна¬ния, умения учащихся нужно в той логической последователь¬ности, в какой проводится их изучение.

Первым звеном в системе проверки следует считать пред¬варительное выявление уровня знаний обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса пред¬шествующего учебного года. Предварительная проверка сочета¬ется с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях.

Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает воз¬можность диагностирования усвоения обучаемыми лишь от¬дельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки — обучающая.

Третьим звеном проверки знаний, умений является по¬вторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тема¬тической. Параллельно с изучением, нового материала учащие¬ся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения.

Четвертое звено в системе — периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки — диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными эле¬ментами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главные функции периодической проверки — системати¬зация и обобщение.

Пятое звено в системе — итоговая проверка и учет зна¬ний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости прово¬дится в конце каждого семестра и по завершении учебного года. Он не сводится к механическому выведению среднеариф¬метического балла путем сложения полученных оценок. Это прежде всего диагностирование уровня (качества) фактичес¬кой обученности в соответствии с поставленной на данном эта¬пе целью.

Специальным видом является комплексная проверка, с помо¬щью которой диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов зна¬ния, умения для решения практических задач (проблем).

3.

Тест – «испытание», «проверка». Тест обученности – это совокупность заданий, ориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения.

Правильно составленные тесты обученности должны быть:

• относительно краткосрочными – не требовать больших затрат времени;

• однозначными – не допускать произвольного толкования тестового задания;

• правильными – исключать возможность формулирования многозначных ответов;

• относительно краткими, требующими сжатых ответов;

• информационными – обеспечивающими возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;

• удобными – пригодными для быстрой математической обработки результатов;

• стандартными – пригодными для широкого практического пользования.

Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются:

• действенность (валидность (имеющий значение, ценность), показательность);

• надежность (вероятность, правильность);

• дифференцированность (различимость);

• Эффективность.

Действенность по своему содержанию близка к требованию полноты, всесторонности проверки, пропорционального представления всех элементов изучаемых знаний, умений. Термин «действенность» имеет два синонима – валидность и показательность. Всегда имеется ввиду, что составитель теста обязан тщательно изучить все разделы учебной программы, учебные книги, хорошо знать цель и конкретные задачи обучения. Лишь тогда он сможет составить тесты, которые будут действенными для определенной категории обучаемых.

Степень надежности характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя. Количественно этот показатель характеризуется вероятностью достижения запроектированных результатов (правильностью значений).

Характеристика дифференцированности (различимости) связана с использованием таких тестов, где нужно выбирать правильный ответ из нескольких возможных альтернатив. Если все учащиеся безошибочно находят правильный ответ на один вопрос и также дружно не могут ответить на другой, то это сигнал для совершенствования теста в целом.

Эффективность теста означает, что тест, обеспечивающий при прочих равных условиях большее количество ответов за единицу времени, считается более эффективным.

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться таких основных правил:

1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.

2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.

3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.

4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.

5. Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.

6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

4.

Диагностирование обученности неотделимо от диагностирования обучаемости, поскольку правильное представление о достигнутых результатах может быть получено только в связи с условиями (путям, способами) их достижения.

Обучаемость – это способность (пригодность) учащегося овладевать заданным содержанием обучения. Распространенными синонимами понятия обучаемости являются такие понятия как «податливость», «учебная способность», «потенциальные возможности», «восприимчивость» и др., выражающие качества обучающейся личности.

Важнейшими компонентами понятия обучаемости являются следующие:

1. потенциальные возможности обучаемого – включают в себя индивидуальные характеристики (качества) обучаемого. Среди них – восприимчивость, готовность к умственному труду, способность учиться, успешность познавательной деятельности и др.;

2. фонд действенных знаний (тезаурус) – широта и общая эрудиция обучаемых, их языковое развитие, уровень усвоения знаний, умений и др.;

3. обобщенность мышления – такие характеристика как сила, гибкость, самостоятельность, экономичность и др., существенно определяют возможности и преимущества каждой личности в обучении;

4. темпы продвижения в обучении (усвоения знаний)

Различают следующие темпы продвижения в обучении:

1. Темп усвоения знаний, умений (Ту).

Ту = Тф / Тэ * 100%

где

Тф — фактически затраченное время на полное усвоение эталонного понятия или выполнение эталонного теста конкретным обучаемым;

Тэ – среднестатистическое время выполнения эталонного задания.

2. Темп продвижения в обучении (Тп).

Тп = Ту / Тэ * 100%

3. Темп прироста результатов (Тр).

Тр = Тп / Тд * 100%

где

Тп — «последующее» зафиксированное значение показателя обучения (в процентах, относительных значениях, баллах);

Тд – зафиксированное значение достигнутого (предыдущего) показателя или среднеарифметическое значение ряда показателей.